Кто с мечом к нам войдет…

Священник Сергий Чечаничев

Еще об одной малоизвестной победе Св. Благ. Великого  Князя Александра Невского

В последние восемьдесят лет образ Святого Великого князя Александра Невского формировался  в нашей стране в основном под влиянием кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года.

Обращенный ко всем народам, нравственный посыл этого фильма, выраженный в заключительных словах Св. Князя Александра  и сегодня,  не менее актуален: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля»!

Предупреждения не услышали. И сегодня не слышат. Не внимают словам Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). «Взявший меч» — это агрессор, посягающий на народную веру, на чужое добро и хозяйство.

Россию сейчас считают агрессором почти во всем мире, хотя на самом деле агрессором является Запад, отрезавший в подчинение себе за последние десятилетия огромную долю исконных русских земель.
А с Востока Япония по поводу Курил вновь активизировалась.

В 2008 году по результатам масштабного всероссийского опроса  имя Святого князя Александра Невского  набрало большинство голосов в телепроекте «Имя России».
И немудрено, ибо в нем видится не только победитель шведов в Невской битве или «западных цивилизаторов» на льду Чудского озера, но  и великий государственный деятель, и святой воин — заступник нашей Православной церкви.
Таким образом, десять лет назад Россия выбрала своего покровителя – определила свой вектор, свое направление духовного пути.

Особо почитается Св. Великий князь в Санкт-Петербурге. У раки с его мощами в Александро-Невской Лавре всегда можно  увидеть молящихся паломников.

Поделюсь секретом, что   наиболее опытные и мудрые просители из числа мирян и священников не заходят в Епархиальное управление пока не помолятся перед мощами Святого князя Александра и не приложатся к ним.
Однажды по пути в Епархию вместе со своим собратом — более мудрым священником я зазевался, заговорился и хотел пройти мимо, но был вовремя остановлен его мягким и ироничным окриком — мол, куда  ты лезешь «без мощей»?
Мы пошли — помолились в Соборе у раки и «с мощами» дела наши разрешились благополучно.

Что мы еще знаем о Св. князе Александре?
Наша русская историческая наука утверждает, что Св. князю Александру Невскому досталась исключительная роль в весьма сложный период  русской истории, когда в XIII веке Русь подверглась ударам католического Запада и татарской Орды.
 
Знаменитый ученый востоковед и евразиец Лев Гумилев считал Св. Александра Невского  архитектором альянса, сумевшего выстроить отношения с Ордой, что поспособствовало не только  пусть и временному мирному существованию «язЫков», но и синтезу их культур.

Святой князь Александр Невский, за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. Проявляя талант полководца и дипломата, он сумел заключить мир с наиболее сильным, но веротерпимым врагом Руси с  Востока — Золотой Ордой.
А с другой стороны отразить нападение с Запада, защитив православие от католической экспансии.

Сейчас у наших дипломатов весьма горячее время. Со всех сторон на Россию ополчились наши «зарубежные партнеры» — наши лютые «друзья». Недавно прошедшая очередная Мюнхенская конференция по безопасности, как и предыдущие, по-прежнему использовалась для предъявления России все новых претензий. А в истеблишменте большинства стран стабильным правилом политкорректности стало говорить о России «либо плохо, либо ничего».

Одной  малоизвестной историей проявления Великим князем дипломатических талантов, в назидание хочется поделиться.

С 2007 по 2010 год  мне довелось обучаться на Епархиальных Свято-Иоанновских богословских курсах при Александро-Невской Лавре.
На втором курсе историю России нам преподавал известный и авторитетный  петербургский историк и  педагог Юрий Алексеевич  Соколов. Он и поведал о том, как совсем, казалось бы незначительный эпизод, при котором были проявлены лучшие нравственные качества воина-правителя, впоследствии вырос в значимую дипломатическую победу.
Если у кого-то возникнут сомнения в достоверности этого события, то у меня где-то аудио запись сохранилась. Могу прокрутить. А пересказывать буду по конспекту десятилетней давности. Ну, разве что каких-то исторических деталей из общеизвестных источников от себя добавлю.

В 1241 году  в Орде умер Великий Каган Угэдей. На его место претендовали два человека — хан Гуюк и хан Батый.
Батый – он же Бату-хан был сыном правителя Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал правителем улуса Джучи — Золотой Орды.
Но Хан Гуюк, как сын Угэдея имел бОльшие права  на принятие верховной власти. Вообще-то Угэдей завещал избрать преемником любимого внука Ширамуна, но его вдова Доргене начала борьбу за избрание своего сына Гуюка, несмотря на  противодействие со стороны Бату-хана, не желавшего видеть Великим правителем  своего заклятого врага.

Батый только, что вернулся из военного похода по Европе, длившегося четыре года  и совершенно не был готов к борьбе за власть. У него насчитывалось всего лишь четыре тысячи воинов против  ста тысяч воинов Гуюка. По сути, хан Батый с затаенным сердцем ждал,  будет ли  воевать против него хан Гуюк. И настроение у него, конечно,  было отнюдь не победоносное. Ему нужно было просто уцелеть и выжить в этой ситуации.

Св. князь Александр через некоторое время после битвы на  Чудском озере, понимая, что сил  на отражение еще одного нашествия ливонского ордена у него нет,  поехал в Орду искать союза с ханом Батыем в надежде на его военную помощь. Таким образом, два великих полководца встретились и поделились друг с другом своими бедами,   планами и проблемами.
 
В сущности оба правителя оказались в одинаковом положении. Ибо Русь не смогла бы выстоять в ближайшие год-два, если бы вдруг состоялось очередное нашествие рыцарей из Западной Европы.

Батыя больше волновали события, происходившие в  Орде, а вовсе не на Севере Руси. Он ожидал,  что  хан Гуюк применит против него силу, а защищаться и отражать ее было нечем и некем. И дело было уже не в борьбе за власть, а в обеспечении собственной безопасности и сохранении жизни.

Вот тогда Св. князь Александр и предложил Бату-хану пятьсот своих дружинников для личной защиты.  Конечно же, такое малое количество, пусть и  закаленных в сражениях воинов, на исход  противостояния с Гуюком не повлияли бы. Но самопожертвование Великого князя и сам этот искренний жест  был настолько сильным и своевременным, что растопил сердце даже такого жесткого полководца, каким был Батый. Князь Александр оказался единственным в этот момент, кто сказал ему: «Я пришел тебе помочь и готов умереть вместе с тобою».

Забегая вперед можно сказать, что спустя некоторое время вопрос о власти в Орде, в конце концов, разрешился. На курултае ранней осенью1246 года хан Гуюк был провозглашён Великим Каганом.  Он, правда,  правил всего два года и умер, как раз во время  сборов для похода против Бату-хана, который и занял после его смерти место властителя, уже вполне законно.

Но тогда при встрече, когда Князю Александру также очень была нужна помощь и поддержка, хан Батый в ответ сделал еще более сильный и дружеский жест. Он выдал князю Александру «Пайдзе» – небольшую золотую дощечку, в которой было указано, что князь Александр является  личным другом и вассалом Великого Кагана.

Таких золотых дощечек у Батыя было  совсем немного — несколько штук и он имел право в исключительных  случаях выдавать их разным лицам,  как символ делегирования власти и наделения носителей особыми полномочиями.

И вот с этим даром Св. князь Александр возвратился на Родину, где к нему пришли папские легаты. Они поставили  ультиматум: либо князь разрешает деятельность ордена на подконтрольных ему территориях, либо  пусть ожидает новый крестовый поход со стороны  Ордена, который отражать, в сущности, нечем. Римские послы действовали наверняка, применяя, присущий латинскому коварству, шантаж.

В то время русские князья  погрязли в междоусобицах,  потеряв при этом убитыми  до ста тысяч воинов. Кроме того, зрело предательство в  Великом Новгороде,  где  на Вече открыто говорили о том, что надо мириться с Европой и отдать ей какие-нибудь территории.

Но если бы князь Александр уступил папским послам,   то из Западной Европы на Северную Русь хлынул  поток колонизаторов и очень затруднительно прогнозировать, как бы тогда сложилась  история нашего государства и состоялся ли вообще русский этнос? Скорее всего, разрозненные народы русской земли постигла бы участь американских индейцев.

Папские легаты хорошо понимали безвыходность ситуации, в которой оказался князь Александр и предполагаю, что они уже с вожделением «потирали руки» в предвкушении  победы над несокрушимым князем. Тогда в ответ на эти притязания — на их ультиматум  Великий Князь Александр предъявил им золотую «Пайдзе». Так это  небрежно — «бэмс» и выложил ее на стол. Дескать «я может и не против ваших пожеланий,  но есть у меня вот такой друг и властитель. И я совсем не знаю, как он на это посмотрит»?

По предъявлении этого символа власти атмосфера встречи изменилась совершенно в неприличную для латинян сторону, ибо упоминание о монголах  в Европе вызывало чувство глубокого обморока.

Еще свежи были у всех воспоминания о том, что в битве при польском городе Легнице 9 апреля 1241 года монголы за полтора часа перемололи весь цвет крестоносцев  вместе с поляками во главе с герцогом Генрихом II Благочестивым, голову которого поднесли на копье к воротам города. А венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо  11 апреля 1241 года.

Согласно историческим источникам за три дня с 9 по 11 апреля 1241 года монголы уничтожили три европейские армии общей численностью до 150 000 человек. Ордынское войско прокатилось тогда еще и по Венгрии, Хорватии, Далмации, Боснии, Сербии и Болгарии.

Поэтому ужас от упоминания о монголах у европейцев был отнюдь нешуточный. Получилось,  что папские послы предложили мир или войну не какому-то одинокому и беззащитному Великому Князю новгородскому, а всей Золотой Орде во главе с Великим  Каганом, армия которого состояла из сотен тысяч воинов, а территории начинались где-то за Китаем.

Как говорится: «Хотелось бы посмотреть на лица папских легатов в этот момент». Полагаю, что  они стали очень похожи на лица трамвайных абреков из фильма «Брат», которые с бормотанием «Не убивай, брат, деньги возьми, все возьми, только не убивай, брат», уползали с места своего позорного унижения. Так и папские послы уползли восвояси с Русской земли,  с проваленной  миссией и содроганием, от возможности нового ордынского нашествия.

Эта дипломатическая победа Св. князя Александра Невского по своей политической значимости в несколько раз превышала  ту, что была одержана на Чудском озере. Ибо после нее можно было уверенно заключить, что  в ближайшие годы шведско-ливонского похода на Русь не будет. Это был – тайм- аут для собирания сил, как  минимум лет на десять.

И заслуга Св. Великого Князя Александра состоит в том, что он не растерялся и в совершенно безнадежной ситуации нашел из нее единственный и бескровный выход. Ибо Русь в сороковых годах ХIII века в качестве силы не могла предъявить ничего.
Такая история!

Замечу, что подобная ситуация сложилась в России в начале XXI-го века. И полагаю, что  все многолетние «прогибы» нашей власти перед «западными друзьями», есть ни что иное, как время «для собирания сил».

Наши «западные коллеги» очень хотят ввергнуть в «мясорубку» гражданской войны братские народы, а верее один и тот же народ,  чтобы случилось так,  как, призывал  в свое время американский президент Трумэн: «пусть они как можно больше убивают друг друга». Но пока Западу этот план осуществить не удается.

В эти дни также отмечается скорбная дата пятилетия украинского майдана, когда наша дипломатия и спецслужбы «прохлопали» агрессивные действия Запада и приход к власти нынешней хунты бендеровцев.
С удивлением для себя отмечаешь призывы российской  власти о мире к правящим кругам в Киеве. Да бессмысленно все это, хотя с  точки зрения дипломатии, наверное, объективно необходимо.
На Украине сегодня  существует только одна власть — власть Госдепа США. И все действия, начиная от одиозных выступлений главы украинской клики и церковного раскола до  массовых убийств жителей Донбасса совершаются под непосредственным руководством американских советников.
 
Но вернемся в XIII-й век.
Тогда в ответ на твердую веру и верность Господь даровал Св. князю Александру мудрость и рассудительность, глубокий смиренный ум и проницательность, решительность и способность побеждать врагов не только на поле битвы — мечом, но и на дипломатическом поприще.
Можно  сказать, что Святой князь обладал мудростью подобной той,  что Господь наделил Ветхозаветного Царя Соломона: «И сказал ему Бог:… Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар.3:11-12).

Св. Отцы Церкви называют рассудительность матерью всех добродетелей.
Как сказано в Священном Писании: «Когда мудрость войдет в сердце твое,  и  знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя от пути злого» (Притч.2.11:12). 

Так мудрость и рассудительность Св. князя Александра Невского спасали его от неразумных  решений и злых путей.
И мне хочется пожелать всем нам искать такой рассудительности и молить Господа, чтобы он даровал ее каждому из нас, а особо нашему Верховному Главнокомандующему и его дипломатическому корпусу.

Дата выхода: Февраль 2019 года

Источник

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.