Каким должен быть православный мужчина

Инок Киприан (Бурков)

Православный мужчина – каким он должен быть мужем, отцом? Как он должен вести себя в семье? Как влияет вера на воспитание и становление настоящего мужчины? В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на эти вопросы отвечает инок Киприан (Бурков), Герой Советского Союза.

– Отче, Вы родились в военной семье. Ваш отец – герой, Вы всю жизнь посвятили служению Родине и Богу. Как в обычной невоенной семье воспитать парня так, чтобы он стал настоящим мужчиной?

– Мой путь к Богу начался в 52 года, хотя крестился я раньше. Каким надо быть мужем, мужчиной, как вести себя в семье? Я точно знаю, что нужно это делать не так, как это делал я. Всегда думал, что я правильно строил семью, что я такой демократичный, что сын должен иметь свободу и жена должна иметь свободу, себя реализовывать. Какова роль женщины в семье? Женщина – это же страшная сила, она же и огромная сила созидающая.

Ребенок воспитывается до трех лет, всё остальное потом – это перевоспитание. Ребенок в возрасте трех лет играет, ему интересно всё потрогать, пощупать. Если сказать ему что-то не трогать, то он обязательно это потрогает. Он всё делает наоборот и четко понимает, где среди близких слабое звено, быстро его находит и добивается того, что ему нужно. Грех начинается с мысли, которая появилась в голове. И если ребенок не понимает, хорошая эта мысль или плохая, то он ведется на эту мысль и реализует ее на деле. А разве мы, взрослые, не ведемся на эти мысли? Нужно ограждать ребенка от пагубного влияния.

Что воспитывает ребенка? Слово отца, слово матери, слово беса, слово ангела. Самое главное в воспитании – это любовь, которая есть или которой нет между родителями. Ребенок реагирует на то, какие между родителями отношения. Либо они спорят между собой, либо уступают друг другу. Ребенок всё впитывает из окружающей среды. Важно никогда не произносить частицу «не». Это всё равно, что каждый раз бить ребенка по рукам: это нельзя, то нельзя. Нужно показать своим примером, что опасно, а что нет. Да, Господь создает обстоятельства, чтобы оградить человека от гибели, но всегда ли мы слушаемся? Человек создан со свободной волей. И задача родителей, бабушек и дедушек – научиться правильно пользоваться своей свободной волей. Любые запреты ограничивают свободу. Если ты доверяешь ребенку, ему нужно объяснить, показать пример. Родительская задача состоит в том, чтобы воспитать ребенка в свободе. Воспитание – это искусство. А мы все поглощены работой, карьерой, и нам не до этого. Единодушия в семье не может быть без единого взгляда в том числе на воспитание детей. Бог не хочет, чтобы мы страдали, Он не хотел, чтобы мы болели. Бог есть любовь. Никто из родителей не хочет, чтобы дети страдали, были несчастными. Адам и Ева жили в радости и в счастье, пока сами себе не навредили. Так что детей надо воспитывать в свободе, и этому надо учиться. Вообще учиться любви и терпению труднее всего. Ведь что такое смирение? Это жизнь без раздражения, без зла, без негодования и негативных эмоций. Святые отцы говорят, что самое ценное – это мир в душе.

Еще мамы напрасно оберегают детей от трудностей. А как стать сильным без трудностей? Это невозможно. Нам Господь и посылает испытания, чтобы мы стали крепче. Чем раньше мальчишка начнет быть самостоятельным, тем лучше. Понятно, что контроль всегда нужен, но он должен быть разумным. На самотек пускать ничего нельзя. Мальчишка должен воспитываться в трудностях.

Меня папа и мама отправляли в магазин, когда мне еще не было семи лет. А когда я приходил с мамой в магазин и она предлагала мне выбрать что-то, я всегда выбирал самое скромное.

Важно не только воспитывать любовью, но и недостаток превращать в достоинство, развивать в ребенке добродетель, как только заметили, что его тянет не туда.

Очень важно с миром в душе наказывать. Наказание может быть разным, но когда ребенок не осознает ничего, он, кроме шлепка, может ничего и не понять.

Ребенка надо воспитывать в свободе, с ним нужно разговаривать, с ним нужно подружиться. Что значит говорить на равных? Мы не можем стоять с ребенком на одной ступени. Есть определенная иерархия. Мы же с Богом не на равных, хотя Он говорит: «Станьте Мне друзьями». И с ребенком фамильярности быть не должно. Дед меня учил на вы разговаривать с родителями, чтобы был некий иерархический элемент. С сыном и дочерью нужно подружиться, но оставаться всегда отцом, матерью, которых ребенок уважает. Ребенок же не лукавит, пока не научится манипулировать. Если мы не научим наших детей почитанию, то так и будет.

Если в ребенка с детства не заложено добротолюбие и он не научился мало-мальски любить врагов, то это большая проблема. А что значит любить врагов? Никогда не желать им зла. Мы учимся у Бога и святых отцов воспитанию наших детей. А там, где не знаем, как поступить, всегда нужно спрашивать совета умных и опытных людей, которые с Богом.

– Как молиться за детей?

– Как говорят святые отцы, молитвенный покаянный вздох бывает важнее десятка прочитанных молитв. Если гнаться за количеством, можно вообще скатиться не туда. Бог не требует от нас молитвенных подвигов, и не каждый может этот подвиг совершить. Я, например, тоже читал и читаю молитвы за детей. Приведу один пример. После монашеского пострига на следующий вечер мне захотелось поговорить с Богом, помолиться. Я взял молитвослов, смотрю на иконку, начинаю читать, и у меня просто какой-то ступор, я ничего не могу понять. Начинаю опять читать, сбиваюсь, ум куда-то уплывает и парит непонятно где. Я сделал несколько попыток, сам не понимаю, что происходит, почему у меня не получается молиться Богу. И я откладываю молитвослов, смотрю на иконку и говорю: «Господи, прости меня! Никак не получается помолиться». И после этого как пошел разговор на полтора часа! Из меня исходили слова благодарности, покаяния – всё, что было на сердце. Таких молитв и таких разговоров с Богом у меня было немного. Но именно в такие моменты ты понимаешь, что значит, когда Господь открывает тебе доступ и слова летят, как песня. Поэтому молитесь от сердца где угодно, когда угодно. Главное – чтобы это было от сердца.

– Считается, что монашество – это призвание. Каков был Ваш путь к монашеству?

– О монашестве я не думал вообще. В 50 лет, будучи женатым, думать о монашестве просто несерьезно. Совершенно неожиданно случилась моя встреча со старцем Илием (Ноздриным). Нас к нему привез батюшка на благословение реабилитационного центра. Когда старец Илий вышел на амвон после службы с нашим батюшкой, нас с моим приятелем, с которым я приехал, ему даже не успели представить. А старец сразу подходит к моему товарищу, берет его за руки и говорит, что он будет священником. А потом была обстоятельная встреча, уже не в храме. Батюшка спросил, что мы хотим спросить у старца. Но у меня не было никакого вопроса. И потом вдруг я выпалил: «Скажите, батюшка, есть ли Божия воля на постриг меня в монахи?» Старец посмотрел на меня, и в какой-то момент я понял, что он где-то не со мной. Он, видимо, начал молиться, у него не было готового ответа. И мы оба стоим молча, возникла неловкая пауза. Тогда я наклоняюсь и снова спрашиваю: «Так благословите?» Он опять молчит. И тут старец опускает руку и говорит: «Благословляю». Я выпрямляюсь, а он отходит немного в сторону, потом поворачивается ко мне и говорит: «Но в начале «добрый самарянин»».

А через год мне позвонили из Кыргызстана. Представьте, я жил спокойно в Москве, и тут мне звонят и говорят приезжать на постриг. Я поехал, и там всё это произошло. У меня получилось всё по Божией воле. Я уже тогда жил по принципу «ни на что не напрашивайся, ни от чего не отказывайся, кроме греха». И когда мне позвонили из Киргизстана и сказали приезжать, я так и решил – ни от чего не отказываться. Тем более что у меня было благословение старца. Вот так у меня началась совсем другая жизнь. С внешней точки зрения в ней нет монашеского.

– Во многих интервью Вы упоминаете о центре, деятельность которого посвящена сложным пациентам. Как туда попасть?

– С 2010 года, когда начался мой путь к Богу, Господь приводил ко мне людей, и нужно было как-то это формализовать. У меня фонд «Герои Отечества», с 2005 года он зарегистрирован. В нем было структурное подразделение Научно-практический и образовательный центр душепопечения и реабилитации, психологического и психического здоровья личности в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы принимали в основном людей с биполярными расстройствами, шизофренией, эпилепсией, тревожно-фобическими расстройствами. Мой рабочий телефон в свободном доступе, но мне ни разу не звонили люди, не имеющие психических расстройств или их явных признаков без поставленного диагноза.

Встреча инока Киприана с живущими в челябинском центре «Трезвение», 2017 г.

С начала спецоперации у меня появились другие послушания, связанные с ранеными. Прежде всего, я посещал госпитали, совершал поездки в зону СВО. Я также являюсь членом наблюдательного совета Государственного фонда «Защитники Отечества», созданного для поддержки ветеранов СВО и членов семей погибших.

По благословению Святейшего Патриарха я состою в Комитете семей воинов Отечества. Мы реализуем программу для женщин, которые ждут своих мужей. Ждать всегда тяжелее, повышается тревожность, развиваются разные расстройства. Сейчас мы не принимаем никого в стационар, нет такой возможности, поскольку очень разъездная жизнь, но когда-нибудь мы к этому вернемся. Такие планы есть и у центра психиатрии имени Сербского.

Когда я учился на психологическом факультете, мне было немного скучно поначалу, но когда дело дошло до психиатрии, я понял, что это мое. Мы продолжим оказывать духовно-психологическую помощь.

Беседовал Сергей Комаров

Источник: Монастыри.ру

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.