Как воспитать ребенка достойным православным христианином? Какие правила взаимодействия с детьми должны быть в семье? Как правильно заботиться о ребенке? Отвечает на вопросы и рассказывает, как воспитывает собственных детей прихожанка Сретенского монастыря многодетная мама, православный психолог Елена Банщикова.
– Елена, вопрос, волнующий каждого верующего родителя, – каковы основные правила взаимодействия с детьми (незыблемые, важные в любое время в любом обществе), которые позволяют воспитать достойного христианина?
– Желание матери-христианки видеть своего ребенка достойным христианином не ново, оно было описано в Евангелии: «Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20: 21).
Давайте посмотрим, какими личностными качествами обладает «достойный христианин». Это в Евангелии тоже описано: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34–36).
Получается, что достойный христианин, достойный Царствия Небесного, – это тот, кто помогает нуждающимся и «призревает» их, то есть видит тех, кому нужна помощь. Чтобы быть достойным христианином, нужно быть тем, кто видит нужды других людей и кто эти нужды удовлетворяет. Значит, взор достойного христианина и его внимание должны быть направлены на нужды других людей.
Взор достойного христианина должен быть направлен на нужды других людей
Можно сделать вывод: чтобы воспитать достойного христианина, нужно воспитывать того, кто не думает о себе, не думает о других, а думает о нуждах людей. Что может сделать родитель, чтобы его ребенок научился думать о нуждах других? Родитель может заботиться о нуждах ребенка, внимать ему, но при этом не взращивать лишние потребности у ребенка, иначе будет сложно. И даже при всех этих условиях нужно помнить, что будет так, как написано в Евангелии: «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20: 23). Мы все должны понимать: даже если приложить все старания для того, чтобы ребенок вырос достойным христианином, но человеком, способным помогать другим, он может и не стать. Нужно смиренно принять это, не переставая добросовестно выполнять обязанности родителя.
– Как Вы воспитываете своих детей? Есть какие-то правила, позволяющие устанавливать особый контакт друг с другом?
– Воспитание – это процесс социализации человека, обучение общению с людьми. Кроме прямого обучения правилам поведения, есть обучение отношению к людям, которое воспитывается не словами, а общим семейным состоянием – отношением к людям внутри семьи и вне ее. Его невозможно повторить за кем-либо, потому что оно проявляется во всех действиях воспитателя и окрашивает все его слова и интонации.
В нашей семье каждый – отдельная личность. Взаимодействие всех членов семьи складывается из уважения, понимания, добрых взаимоотношений. При этом ни у кого нет права обязывать другого соответствовать чему-то. Я считаю, что такой подход к семейным отношениям – это лучший инструмент воспитания.
– Что Вы можете посоветовать одиноким родителям, которые воспитывают ребенка в неполной семье и которым приходится брать на себя роль обоих родителей? Каких ошибок стоит избегать в такой ситуации?
– Я не считаю, что «одинокий родитель» чем-то отличается от родителя «не одинокого». Можно состоять в супружеской паре и быть одиноким. А можно не иметь мужа или жену и не быть одиноким. Ребенок, который растет с мамой или папой без второго родителя, имеет собственный уникальный опыт жизни. Как у всех. Я бы не стала выделять это в проблему. Проблемой может стать желание родителя нагрузить ребенка тревогой, сообщив, что с ним что-то не так. А это неправда.
– Родители, воцерковленные до рождения ребенка и регулярно посещающие храм, органично вписывают в жизнь ребенка привычку бывать на службах и участвовать в таинствах. А как быть родителям или родителю, который начал воцерковление вместе с детьми, допустим, младшими школьниками? Как не перегнуть палку? Какое поведение детей (и родителей) можно считать нормой? Как облегчить себе и ребенку путь к познанию Бога?
– Вообще на любой вопрос «Как?» можно дать один ответ: с любовью. А что такое любовь? Это внимание к нуждам другого человека. Наш ребенок и есть другой человек. Независимо от того, на какой стадии воцерковления находится семья, процесс воцерковления должен соответствовать нуждам тех людей, которые посещают богослужения и таинства. И здесь не может быть единого рецепта для всех, потому что дети имеют не только разный возраст, но и разные эмоциональные особенности.
Что такое любовь? Это внимание к нуждам другого человека
Если применять к разным детям одинаковый подход, то можно получить результат, противоположный желаемому, то есть отвратить ребенка от храма или привить ему ложное, искусственное отношение к Церкви. Ведь ритм церковных служб сильно отличается от ритма внецерковной жизни. Церковная жизнь – замедленная, а обычная жизнь – динамичная. Чтобы ребенку (да и взрослому тоже) было легче включаться в церковный ритм, в жизни нужно уменьшить возбуждающие, динамичные воздействия – фильмы, мультфильмы, музыку, активность, развлечения.
– Часто подростки, ранее с удовольствие посещавшие храм, начинают отдаляться от церковной жизни, сомневаться в существовании Господа. Как в таком случае родителям вести себя?
– Чтобы проще было понять, как поступать в той или иной ситуации с ребенком, нужно увидеть, что ребенок – это отдельный человек, нужды которого родитель должен удовлетворять. Не наоборот.
Ребенок не может и не должен удовлетворять потребность родителя в верующем ребенке. Но родитель-христианин обязан рассказать ребенку о Церкви и Боге. И если этот рассказ не принесет плода, то в этом нет вины ребенка. И если родителю нужен результат, то меняться должен он, а не ребенок. Вот и ответ, как вести себя родителю: как истинному христианину, а не искусственному.
– Можно ли и нужно ли наказывать ребенка? Совместимы ли любовь и наказание?
– В Евангелии сказано, что тот, кто наказывал ближнего, пойдет в Царствие Божие? Любовь и наказание – противоположные действия. Тот, кто наказывает, тот не любит.
– Как родителю сохранить авторитет?
– Авторитет – это власть любящего. Дети готовы слушать того, кто их любит. Чтобы сохранить авторитет, нужно быть любящим и не наказывать.
– Нужно ли баловать детей?
– Давайте обратимся к значению слова «баловать». Баловать – потакать чьим-то желаниям, уделять кому-то чрезмерную заботу. Объект моей работы – эмоциональное благополучие человека, и я могу сказать, что баловать – это приносить вред эмоциональному благополучию. Желания ребенка часто расходятся с его потребностями. а потакание желаниям приводит к зависимости от них. Получается, что вместо того, чтобы преодолеть свое желание, ребенок получает потакание желаниям, подкрепленное со стороны родителя. Когда ребенок живет своим «хочу» и не способен жить понятием «надо», то происходит развращение личности. А потом возникает вопрос: почему ребенок ничего не делает? Потому что надо уметь отвергнуть свое «хочу», чтобы чем-либо серьезно самостоятельно заниматься.
Какая цель у понятия «баловать»? Сделать другому приятное, чтобы стало приятно тебе. По сути взрослый, балуя ребенка, делает приятное самому себе, не заботясь о последствиях этого. А чем больше человек привык получать приятного, тем тяжелее ему ощущать то, что требует усилий, что неприятно. Нужно или не нужно баловать ребенка, решать каждому самостоятельно, в зависимости от того, к какому итогу родитель намеревается прийти.
– Как православие помогает в воспитании ребенка, в создании целостной личности в современном обществе?
– Православие помогает родителю обрести стабильный и отделенный от общественной жизни смысл. Если православная вера является для родителя приоритетом, то это позволит ему быть независимым от происходящего как внутри семьи, так и вне ее. Вера обеспечивает эмоциональную стабильность и ровность, что является основой здоровой психики. А чем устойчивей, эмоционально стабильней человек, тем меньше он влияет на своего ребенка, позволяя ему оставаться целостной личностью. От рождения каждый человек целостен, но влияние взрослых с нестабильной психикой, которые вместо истинной заботы и любви наказывают своего ребенка рукоприкладством или баловством, развращает и приводит к нарушению этой целостности и утрате им контакта с собой.
Беседовала Ольга Бобовникова
Источник: Монастыри.ру