Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имеют огромное значение для всех славян, и, конечно же, для нас русских Православных людей. Благодаря этих двух братьев, мы имеем письменность. Слушаем Евангелие и богослужение на родном языке. Для всех православных славянских народов память Кирилла и Мефодия должна быть особенно священной.
Недалеко от святой горы Афон находится город Солунь или Фессалоники, в котором между греками жило много славян. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драговиты, сагудаты, ваюниты и смоляне и который лег в будущем в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка. Владели братья славянским языком как родным.В этом-то городе и жило благочестивое семейство Льва и Марии, семейство было греческого происхождения. Лев занимал видное положение (друнгарий) при стратиге — правителе Фессалоники. У него было большое семейство, а из семерых его детей, с самого раннего детства особенно замечательны были два сына: Константин 827 года рождения и Мефодий (Михаил в миру) 815 года рождения.Дед их был крупным вельможей в Константинополе. С ранних лет дети предпочитали чтение всякого рода играм и забавам. Семи лет Константин видел сон, который и заставил задуматься его родителей. Ребёнку приснилось, что правитель области собрал всех солунских девиц и заставил его выбрать себе в жёны одну из них. Он долго выбирал и выбор его пал на самую прекрасную, имя которой было София, что на греческом языке означает «мудрость». Значение сна не трудно было разгадать, а всею своею жизнью Константин доказал, что он остался верен выбранному им пути. Константин целые дни проводил за чтением книг. В школе он учился лучше всех и часто задавал своим учителям такие вопросы, на которые они даже не могли ответить. Он прилежно изучал Священное Писание. Однажды Константин, во время охоты, потерял любимого ястреба, и это произвело на него такое сильное впечатление, что он забросил все забавы и, нарисовав на стене своей комнаты крест, углубился в изучение трудов Григория Богослова, которому сложил особую стихотворную похвалу. Обладая прекрасною памятью, он даже выучил многие книги наизусть. Скоро в Солуни нечего было делать мальчику, и он стал горячо молить Бога дать ему возможность научиться большему. И обстоятельства помогли ему в этом. Однажды по протекции логофета Феоктиста родственника его отца, который, находясь в Царьграде при царском дворе, выхлопотал ему позволение учиться вместе с молодым императором Михаилом.
Тогда турки ещё не жили в Европе, а жили в Азии. Константинополь, или как его называли русские Царьград – был столицей греческого царства. В этот город из далёких стран приезжали купцы закупать дорогую парчу, шёлковые ткани, искусно сделанные греками золотые изделия, прекрасные вина и многое другое. В те времена нигде не было таких книгохранилищ, как в Царьграде, и поэтому в Греции было много образованных людей. Но более всего Царьград славился своими христианскими храмами, между которыми особо отличался Софийский собор, который своим величием и благолепием возбуждал восторг и удивление всех гостей столицы и даже у язычников.
В Константинополе молодой Константин обучался вместе с молодым императором Михаилом. Приехав в Царьград, Константин усердно принялся за учение. Здесь было полное раздолье его любознательности. С удивительным усердием изучал он разные науки. Превосходя других своими обширными познаниями и способностями, он мог бы возгордиться, но и при всех свих достоинствах, оставался кротким и смиренным человеком. Собственное счастье его не интересовало, хотя мог легко достичь почестей и богатства. В числе его учителей были крупнейшие ученые того времени, будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Там он обучился Гомеру и геометрии, y Льва и Фотия диалектике и всем философским наукам: риторике, арифметике, астрономии, музыке, и всем прочим эллинским искусствам. Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. По окончании учения, он отказался начать весьма перспективную светскую карьеру и поэтому был направлен по пути церковного служения. Константину в то время было всего 15 лет, и он должен был пройти ещё несколько предварительных ступеней в церковной иерархии, прежде чем стать священником. Поступил на службу в качестве заведующего патриаршим книгохранилищем, где были собраны самые дорогие и редкие рукописи. Эта должность дала ему возможность много читать, а при любви его к знаниям, позволило приобрести много сведений. Больше всего он уделял время на углублённое изучение Священного Писания и благодарил Бога, за то, что родился христианином и прикоснулся к божественной мудрости. Однако, в какой-то момент он неожиданно бросил свой пост и скрылся в монастыре. Спустя 6 месяцев его отыскали посланцы патриарха и упросили вернуться в Константинополь, где он стал преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам; с тех пор за ним укрепилось прозвище Константин Философ. Став учителем для многих греков и иностранцев, Константин обрёл уважение и известность. Сознавая, что проповедь о Христе будет влиять на людей благотворно и делать их лучше и счастливее, Константин очень желал отправиться проповедовать Слово Божие другим народам. И вот однажды сам император помог утвердиться ему в этом намерении.
В то время греческий император был единственным сильным защитником Православных христиан. Угнетенные христиане, жившие в Азии под властью магометан, и нуждавшиеся в поддержке, обратились к греческому императору Михаилу с просьбой прислать им такого человека, который бы поддержал их в истинной вере. Император, посоветовавшись с патриархом, решил направить к ним самого мудрого философа христианского каким считался Константин. В 851 году Константина посылают к арабам вместе с Георгием Асикретом. Прибыв к сарацинам-арабам Багдадского калифата, незадолго перед тем заселившим христианские земли Палестины, Египта и Малой Азии, Константин стал свидетелем унижений христиан: согласно распоряжению халифа Мутаваккиля, они должны были иметь на дверях своих домов изображения бесов. Философ остроумно отзывается об этом, говоря, что демоны не могут находиться вместе с христианами, потому бегут за дверь, там же, где таких изображений нет, бесы, следовательно, живут внутри домов. Во время обеда происходит наиболее значительный разговор Константина с мусульманскими учеными. Первое, что говорят арабы, они указывают на то, что “Божий пророк Магомет принес нам благую весть от Бога, обратил многих, и все мы держимся одного закона, ни в чем его не нарушая”, в отличие от христиан, которые, “соблюдая закон Христа, вашего пророка”, исполняют его различно, имея в этом разделения между собой. Константин отвечает, что христианское богопознание весьма высоко и только “сильные разумом” могут в нем преуспеть, слабые же неуспевают, отчего и происходит неравномерность в исполнении Христова закона. Закон же мусульман удобен и легок, он заповедует лишь то, что все без труда могут делать — поэтому он и выполняется всеми одинаково. Но Христос, заповедуя то, что сверх естества, возводит человека ввысь, Магомет же, оставляя человека жить по его страстям, “ввергает вас в пропасть”. Затем арабы высказывают критику учения о Троице, как многобожия, замечая, что “если так говорите, тогда и жену Ему дайте, и пусть от него многие боги расплодятся”. На это Философ отвечает, что “Отец, Слово и Дух — три ипостаси в едином Существе. Слово же воплотилось в Деве…, как и Магомет, ваш пророк, свидетельствует, написав так: Послали мы дух наш к деве, ибо хотели, чтобы родила”. Следующий вопрос арабов: если Христос заповедовал вам: молитесь за врагов, добро делайте ненавидящим и гонящим вас и щеку подставьте бьющим (Лк. 6:27-29, Мф. 5:39, 44), то почему же вы выступаете с оружием против делающих вам такое? В ответ святой говорит, что христиане стараются соблюсти не только эту заповедь Христа, но и ту, где говорится, что нет большей любви, чем если кто положит душу свою за друзей (Ин 15:13), так что “ради друзей мы и делаем это, чтобы с пленением тела и душа их в плен не попала”. Тогда ему указывают, что “Христос давал дань за себя и за других”, почему же христиане в таком случае не желают платить дани сарацинам? На это Философ возражает, что Христос давал дань римскому царству, следовательно, и ученики Его должны платить ее его преемнику — Константинопольскому кесарю. После этого происходит диспут о искусствах и науках, и когда Константин показал себя сведущем во всех их, арабы спросили: “как ты все это знаешь?” Отвечая на это, он уподобил сарацин человеку с мешком морской воды, похваляющимся перед людьми, обладающими целым морем: “так и вы поступаете, ведь все искусства вышли от нас”. Наконец, по традиции для подобных посольских встреч, показали дворец и богатства халифа. Сарацины обратили внимание делегации на них, как на “дивное чудо, великую силу и огромное богатство” халифа. На это Константин отвечает, что Богу надлежит относить хвалу и славу, ибо Ему все принадлежит и “все это — Его, а не другого”.
Возвратившись от сарацин и, отказавшись от должности профессора в Мангаурской школе, Константин в 855 году вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием посетил монастырь Полихрон на горе Малый Олимп, где был настоятелем его брат Мефодий. Мефодий, пользуясь поддержкой покровителя семьи, великого логофета (заведующего государственным казначейством) евнуха Феоктиста, сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии. По окончании воинской службы,он поселяется в монастыре и принимает монашество.Встретившись в монастыре, братья стали готовиться к проповеди и утверждения веры в славянских землях. Там Константин и Мефодий изобрели славянскую азбуку и вместе с учениками приступили к переводу Священного Писания на славянский язык. Мефодий вскоре отправился к болгарам, а Константину в 860 году ещё пришлось путешествовать с проповедью к хазарам.
От берегов Азовского и Чёрного морей и до Кавказа находилось Хазарское царство. Хазары тюркского происхождения, были язычниками, но так как между ними жили иудеи и магометане, то одни склоняли хазар в иудейство, а другие в магометанство. В то время хазары вели оживленную торговлю с греками и часто посещали Константинополь, там они видели процветающее богатое греческое царство и высокую образованность людей. Поэтому они просили у императора учёного мужа для наставления их вере греков. Хазарские посланники по прибытии в Константинополь заявили следующее: «Мы знали бога, повелителя, всего сущего (Тангри, алтайского бога неба), с незапамятных времен… а теперь иудеи побуждают нас принять их религию и обычаи, и арабы, со своей стороны, тянут нас в свою веру, обещая нам мир и много даров». Послы обещали императору, что если посланный от них победит в споре евреев и магометан, то они примут веру христианскую. Император Михаил вновь решает направить к ним философа Константина. В то время путешествие из Царьграда в Крым было дело нелёгким и продолжительным. Первый город, который посетил проповедник был Херсонес, находившийся на берегу Чёрного моря в Крыму. В то время это был богатый греческий город. С первых веков гонения на христиан, сюда ссылали многих из них. Так языческий император Траян сослан сюда епископа Римского Климента. Пребывая в ссылке, Климент продолжал проповедовать и распространять христианство. За это его было приказано бросить в море с якорем на шее. Тело мученика было найдено и в последствии над его могилой был построен храм. Часть мощей мученика Константин и решил взять с собой направляясь к Хазарам. Прожив некоторое время в Херсоне, Константин продолжал трудиться над переводом книг на славянский язык. Здесь же он выучил еврейский язык, причем обратив в христианство самого учителя-еврея. В 861 году прибыв в землю хазарскую, Константин принес собой Евангелие и Псалтирь. В присутствии их царя, он одержал победу в прениях о вере с евреями и магометанами. Царь, хотя сам не принял христианство, но был им доволен, и не только разрешил желающих креститься, но и освободил пленных христиан. В письме к императору он написал: «Ты прислал нам, Государь, достойного человека, который своими словами и делами показал нам, что христианская вера — святая; мы поняли, что это истинная вера, и мы дозволили тем, кто захочет, принять крещение, и надеемся, что мы сами будем готовы сделать то же в надлежащее время. И мы являемся друзьями и помощниками твоего величества и готовы служить тебе, когда тебе потребуется наша служба». Исполнив свой долг, Константин вернулся в Царьград и поселился при церкви святых Апостолов.
Старший брат Константина Мефодий был приглашен в Болгарию Дунайскую. Путешествие его было вызвано следующими обстоятельствами: царь болгарский Борис, пока был язычником, царствовал очень несчастно. В воинах с врагами он терпел неудачи. Страну опустошали мор и голод. У Бориса была родная сестра, которая, находясь в плену, приняла христианство. Она и посоветовала своему брату в молитве обратиться ко Христу. После молитвы, бедствия прекратились, и Болгария стала оживать. Родная сестра царя Бориса и пригласила монаха Мефодия в Болгарию для проповеди, тем более он говорил на родном для болгар языке. Болгары с удовольствием слушали учение о Христе. Однажды царь Борис, страстно любивший охоту, попросил Мефодия расписать стены охотничьего дома изображениями зверей. Мефодий исполнил его поручение, но изобразил вместо зверей и птиц картину страшного суда. Когда картина была готова, Мефодий объяснил царю значение и смысл её. Рассказ о муках грешников в аду и само изображение этих мук на стене глубоко поразили язычника-царя и с этой поры он стал задумываться о принятии христианской веры, в надежде, что верою он спасет свою душу. В последствии, после посвящения Мефодия в епископы, царь Борис принимает святое крещение. Приготовив болгар к принятию христианства, Мефодий отправляется в Царьград, куда уже возвратился из Хазарии его брат Константин. Теперь уже обоим братьям предстояло потрудиться в славянских землях, распространяя христианскую веру. Ближайшими соседями греков в то время были славянские народы, родственные русскому народу. За Дунаем было два славянских государства – Болгарское и Сербское. По другую сторону Дуная, где теперь Венгрия, жили тогда тоже славяне, страна их называлась Паннонией. К северу от Паннонии жили чехи, тоже славяне моравские, или просто моравы. В то время это было сильное княжество. Живя по соседству с немцами, они понемногу принимали христианство и таким образом стали входить в подчинение немецким епископам. Моравы, принимая христианство, не учились от них слову Божию и не понимали правил христианской веры, потому что немецкие священники служили на латинском языке. Поэтому моравский князь Ростислав в 863 году обратился к греческому императору с просьбой прислать наставников, которые могли бы ясно и понятно научить истинам веры Христовой. «Мы люди простые, тёмные», — говорили послы императору Михаилу, — и хотелось бы нам слышать учение на нашем родном языке». Константин и Мефодий были единственные из просвещенных людей того времени, которые глубоко знали не только Священное Писание, но и в тоже время славянский язык. Поэтому император решил направить к моравам именно их. Константин в это время чувствовал себя не здоровым. Император Михаил, посылая их в Морвию, обратился к больному и сказал, что посылает Константина, несмотря на болезнь, из-за того, что больше некому там потрудиться на пользу христианской веры. Константин отвечал, что, хотя он и болен, но все-таки с радостью отправится в Моравию, если ему дозволено будет учить там Священному Писанию на их родном языке. Тогда император дал согласие и щедро материально напутствовал, а патриарх благословил их на доброе дело.
Весною 863 года братья пребывают в Моравию. Моравия была сильным славянским государством, занимавшим обширную территорию, называемою Великой Моравией. В её пределы входили, кроме собственных моравских земель, Западная Словакия, Чехия, часть Южной Австрии, Нижняя Паннония, земля княжества вислян, обе части Силезии – Вроцлавская и Опольская – и земля лендян. Поселившись в главном городе Велеграде, просветители немедленно приступили к проповеди. Их проповедь на родном для славян языке очень полюбилась моравам и они толпами стекались слушать братьев. Мало-по-малу жители Моравии стали преображаться и становиться продлено просвещёнными христианами. Братья Константин и Мефодий не ограничивались только одною проповедью, а продолжали переводить книги Священного Писания на славянский язык. В Моравии, включая жителей земель будущей Карпатской Руси, они открыли школу для обучения, чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Моравская миссия также подготовила и крещение Болгарии в 864 году. Князь Ростислав всецело содействовал им в этой просветительской работе. Деятельность просветителей славян не ограничивалась только Моравией, но и распространялась на север от Карпат в землях вислян с их политическим центром городом Краков.
Успехи проповеди Константина и Мефодия среди славян в Моравии возбудили зависть немецкого духовенства. Они восстали на братьев – просветителей, говоря, что проповедь Слова Божия должна быть только на трёх языках, на которых были написаны слова прокуратора Понтия Пилата, именно на еврейском, греческом и латинском. Братья отвечали им словами Священного Писания: «Все народы, да восхвалят Господа»; и ещё: «Все различными языками прославляют величие Бога, как Святой Дух им возвестил. Немецкое духовенство не возлюбило братьев-проповедников, предвидя, что из школы, основанной братьями, выйдут свои славянские священники и будут совершать богослужение на родном языке и таким образом постепенно вытеснят их. Кроме немецкого духовенства на братьев-просветителей восстали и некоторые закоренелые язычники-идолопоклонники. Которые заявляли, что обычаев свих предков они держались и будут держаться и не желают от них отказываться. На это братья с кротостью отвечали на бессмыслие и даже вред их обрядов.
После трёхлетнего пребывания Константина и Мефодия в Моравии, по приглашению папы Римского, они в 867 году направились в Рим. Взяв с собой мощи св. Климента и перевод Священного Писания, братья по дороге посетили страны придунайские: Паннонию и Венгрию, где находилось Блатенское княжество. Слух об их деятельности в Моравии дошёл и до князя паннонского Коцела, который принял их с большим почётом. Князь Коцела не только сам выучил славянскую грамоту, но отдал в учение ещё пятьдесят человек. В Паннонии так полюбилась проповедь учителей славян, что, когда они покидали эту страну, на почетные проводы собралось огромное количество верующих во Христа людей. Далее путешествие Кирилла и Мефодия проходило через Венецию. В Венеции латинское духовенство так же, как и в Моравии было враждебно настроено против братьев, обвиняя их в совершении богослужения на славянском языке. Защищаясь, братья приводили множество цитат из Писания, соборных посланий апостолов и псалмов. Закончили они свою защиту словами Спасителя в евангелии от Луки: «Горе, вам книжникам, взявшим ключ разумения: сами, не входите и желающих войти не пускаете». Этими словами они сказали латинскому духовенству, что Сам Спаситель обвинял людей, знающих добро, но скрывающих это знание от других.
Папа Римский, узнав, что Кирилл и Мефодий везут св. мощи Климента, торжественно вышел к ним на встречу в святительских облачениях с зажженными свечами и крестом в руке, в сопровождении духовенства и жителей города. Прибыв в Рим в начале 868 года, Кирилл и Мефодий нашли здесь нового папу, Адриана II. Папа и народ были благодарны братьям за драгоценный дар — принесённые мощи св. Климента. По велению папы, Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех учеников, путешествовавших с Константином и Мефодием, а последний был рукоположён в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Папа одобрил труды и переводы Кирилла и Мефодия в землях славянских. Нашёл переводы Священного Писания на славянский язык очень хорошими и даже возложил перевод Священного Писания на престол церкви св. Петра. Таким образом папа показал всему миру, что труды и переводы равноапостольных Кирилла и Мефодия есть святое дело и полезное для Церкви Христовой.
Однако несмотря на поддержку папы, многие из латинского духовенства не одобряли богослужение на славянском языке. Опять братьям пришлось отстаивать словами Священного Писания, что это дело святое и богоугодное. В Риме Константин почувствовал себя плохо и в начале февраля 869 года окончательно слёг. Многотрудные равноапостольные труды пошатнули его здоровье. Предчувствуя приближение смерти, Константин пожелал принять монашество с именем Кирилл. Перед кончиной, он обратился к Господу Богу с жаркою молитвой за свою паству: «Господи, услышь молитву мою и сохрани верное стадо Твоё, дай им быть людьми изрядными и вдохни в сердца их слово учения Твоего, устрой их силою десницы Твоей и защити их под кровом крыл Твоих». Видя плачущего брата Мефодия он обнял его и сказал: «Мы, брат тянули с тобой одну борозду, и вот я падаю на гряде, кончаю дни мои, ты же любишь наш родной монастырь у горы Афон, но ради его не покидай наше служение: им ты скорее можешь спастись». Не жаль было Кириллу расставаться с жизнью, а жаль было оставить свое дело не оконченным, и последняя его забота и последняя просьба была о том, чтобы Мефодий продолжал дело просвещения славян. После этих слов он поцеловал брата, простился с своими учениками и мирно скончался 14 февраля, на 42 году жизни. Тяжело было Мефодию расставаться с горячо любимым братом Кириллом, в котором терял ещё и главного сотрудника в просветительском служении славян. Римский папа не разрешил Мефодию увести тело покойного на родину, а повелел похоронить его по правую руку алтаря храма св. Климента. После погребения Кирилла, в 870 году Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.
Во время пребывания братьев в Риме, обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Когда архиепископ Мефодий всё же пришёл в Моравию и стал продолжать свою деятельность, то новые успехи в Моравии опять возбудили зависть и вражду к нему немецкого духовенства. Князь Святополк не захотел защищать Мефодия, потому что Мефодий отказал князю в причастии Святых Даров за порочную жизнь. Немецкое же духовенство, желая заслужить расположение князя Святослава, льстило ему и снисходило к его немощам и тем самым ещё более возбуждало вражду князя к Мефодию. И вот, наконец, противники Мефодия уговорили князя устроить над ним духовный суд. На суде Мефодию должно было держать ответы на многие обвинения. Прежде всего они усомнились в том, что Мефодий был рукоположен в епископский сан, и, второе, обвинители, согласно правилам святых отцов, указывали на то, что он не имеет права учить и служить на канонической территории, принадлежащей другому епископу. На это Мефодий ответил: «Если бы я сознавал, что эта страна принадлежит вам, то я удалился бы, но она принадлежит Господу Богу. Если же вы, ради вашего честолюбия и других побуждений, будете мне препятствовать, то берегитесь: желая пробить головою железную гору, не повредите себе мозга». Эти слова ещё больше раздражили против него судей: «Смотри, Мефодий, будет тебе за эти слова худо» — говорили они. Он не испугался этих угроз и ответил с достоинством: «Я говорю истину перед королями и не стыжусь; вы же можете делать со мною что хотите: я не лучше тех, которые приняли мученический венец за слово правды». Святополк, желая насмеяться над Мефодием, сказал: «Не утомляйте моего Мефодия; он уже начинает потеть, как будто бы стоит близ печки». Мефодий понял насмешку князя и ответил ему с достоинством: «Да, государь, когда одного мудреца спросили, от чего он вспотел, мудрец ответил: оттого, что спорил с глупцами». Судьи, оскорблённые его ответом, приговорили Мефодия к заключению в тюрьму, и отправили папе Римскому жалобу, в которых обвиняли в разных преступлениях и даже в ереси и не православии. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение в монастыре Райхенау. Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, он же запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповеди. Вызвав к себе в Рим Мефодия, папа, после испытания, признал его совершенно не виновным. Святополку же велел принять Мефодия и слушаться как архипастыря. Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Борживоя I и его супругу Людмилу. Враги же, желавшие погубить Мефодия, были удивлены, видя, что он возвратился совершенно оправданным и продолжали бороться с ним, прибегая к разного рода клевете и подлогам. Немецкий епископ Вихинг объявил, что папа дал ему письмо, в котором запретил богослужение на славянском языке и даже поручил ему наблюдать за поведением еретика Мефодия. Опираясь на это подложное письмо, латинское духовенство в Моравии продолжало мешать трудам Мефодия. И только тогда, когда Мефодий обратился с письмом к папе, вышел наружу обман епископа Вихинга.
В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. Все годы своей святительской жизни Мефодий, с помощью учеников, продолжал переводить на славянский язык Ветхий Завет и многие святоотеческие книги. И заботился о том, чтобы святое дело его было продолжено многочисленными учениками. С кротостью и терпением переносил Мефодий личные обиды и нападки недругов, но решительно боролся с врагами просвещения и, пользуясь святительской властью, отлучал врагов от Церкви. Семнадцать лет тянулась эта продолжительная, изнуряющая телесное здоровье, борьба, но не сломившая его мужественного духа. В вербное воскресенье, 6 апреля 885 года, чувствуя приближение смерти, Мефодий просил перенести себя в церковь. Туда собрались все ученики его и даже князь Святополк. Мефодий, видя всех собравшихся, обратился с речью в которой убеждал своих духовных детей защищать славянское богослужение и славянские книги от козней немцев. «Не страшитесь — говорил он – тех, кто убивает тело, но не могущих погубить душу… После моей смерти придут к вам лютые волки, которые будут стараться соблазнить народ; но вы им противостойте, будьте тверды в вере – это завещает вам апостол Павел моими устами». Своим преемником Мефодий назначил ученика Горазда. Так наставляя народ и учеников, скончался славянский вероучитель, и последними его словами была молитва: «Господи, в руки твои предаю дух мой». Отпевание совершалось на трёх языках: славянском, греческом и латинском. Тело было погребено при церкви св. Богородицы, за алтарём. Мефодий оставил после себя 200 священников. Предсмертные опасения Мефодия вскоре сбылись. Немецкие епископы с новой силой стали преследовать его учеников, изгоняя их из Моравии. Им удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию (Горазд Охридский и Климент Охридский) и Хорватию. Епископ Горазд перевел свою митрополию в Краков. Изгнанные ученики продолжали дело своего учителя в других славянских странах: Сербии, Болгарии и их соседей, распространяя славянскую грамоту.
Русский народ ещё поклонялся идолам, в то время, когда жили Кирилл и Мефодий. Только, спустя чуть более ста лет в 988 году великий князь Владимир крестил народ. Митрополит Михаил был прислан в царствование императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом в Корсунь для крещения князя Владимира. Оттуда митрополит прибыл в Киев для крещения киевлян. Тогда же и пригодились нам русским людям труды братьев равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Принимая христианство, русский народ не знал своей грамоты, и потому славянская азбука и священные книги были восприняты от наших соседей – болгар. Креститель Руси, князь Владимир, его сын Ярослав Мудрый и другие потомки, основывая духовные школы, просвещали русский народ, делая его народом богоносцем. Так было утверждено Православие на Руси и началось книжное просвещение.
Впервые празднование дня памяти Кирилла и Мефодия было совершено 11 мая 1858 года в Пловдиве. В России первые практические шаги к возобновлению церковного почитания славянских первоучителей предпринял епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров), обратившийся летом 1861 года к обер-прокурору Синода с рапортом, в котором обращал внимание на то, что в Минеях под 11 мая отсутствует служба Кириллу и Мефодию. В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 11 (24) мая по юлианскому календарю «в память совершения «тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою». Через два года после этих торжеств увидел свет «Кирилло-Мефодиевский сборник», вышедший под редакцией М. П. Погодина, включавший публикацию значительного количества первоисточников, связанных с деятельностью Кирилла и Мефодия, в том числе древних служб славянским первоучителям. С 1991 года 24 мая в день памяти Кирилла и Мефодия, в Росси и Болгарии совершается государственный праздник, и называется днём Славянской Культуры и Письменности.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
Молитва Отче наш на славянском языке
Отче наш русскими буквами
Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша,
якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение,
но изба́ви нас от лукаваго.
Отче наш перевод
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Тропарь и кондак равноапостольным Кириллу и Мефодию
Тропарь, глас 4
Яко Апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердите в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Кондак, глас 3
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.
Акафист
Кондак 1
Избраннии от Царя сил Господа Иисуса во Апостоли языком словенским, Мефодие и Кирилле богомудрии, песньми восхваляем вас, предстателей наших; вы же, яко имущии дерзновение ко Господу, от всяких нас напастей предстательством вашим свободите, зовущих:
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Икос 1
Ангелов Творец и Господь сил предустави вас быти просветители языком словенским; того ради и благодать Его бе с вами, ограждающи и укрепляющи вас во вся дни живота вашего, юже помощницу себе имуще, славу Божию во градех и пустынех делы и словесы вещали есте всем. Темже и мы, яко отрасль язык, верою Христовою от вас просвещенных, воспеваем вам, глаголюще:
Радуйтеся, радости евангельския благовестителие; радуйтеся, чудодейственныя благодати носителие.
Радуйтеся, скорби многи за имя Господне приявшии; радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии; радуйтеся, венцы исповедническими от Него украшеннии.
Радуйтеся, яко славу человеческую презревше, в пустыни Господа искали есте; радуйтеся, яко волю Его сильным мира сего со многим дерзновением благовестили есте.
Радуйтеся, сих ради от Владыки всех в рай светел приятии; радуйтеся, пред Ним наши теплии ходатаи.
Радуйтеся, яко вашими молитвами вере нашей утверждение имамы; радуйтеся, яко предстательством вашим ересей одоление стяжахом.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 2
Видев святый Кирилл, еще сый отрок, в нощи видение, яко избрати ему Софию деву сестру себе, родителем сия поведа. Тии же, разумевше зде волю Божию, во еже быти чаду их премудрости служителю, вельми о научении и наказании его пекошася, зряще же скорое его в разуме преспеяние, пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразуменный и естество сущих испытуя, Кирилл в премудрости паче сверстник своих преспеваше и, еще отрок сый, прославися, и в палатех царских во образ благий юному сыну цареву водворен бе. Но, богатство и славу земную презрев и еже едино на потребу спасения ища, в пустыню вселися, да пощеньми и молитвами безстрастия достигнет. Сих же ради и Мефодий, воевода уже сый, отыде на гору Олимп, идеже яко инок Господу служаше. Темже научимся, и мы искушения мира презирати, наипаче же Христу Богу угождати, угодники Его воспевающе сице:
Радуйтеся, славою, яже от человек, не прельстившиися; радуйтеся, пустынножительству крепце прилепившиися.
Радуйтеся, яко Господь просвещал вы есть в сониих и видениих; радуйтеся, яко и мудрость человеческая пособствова вам во спасение.
Радуйтеся, яко слово Божие и святых отец писания паче философии возлюбили есте; радуйтеся, яко Господня закона не слышателие забытливи бысте, но творцы.
Радуйтеся, яко козни диавольския, на пустынножители находящия, победили есте; радуйтеся, яко сих ради дадеся вам власть над искушеньми и страстьми.
Радуйтеся, яко подвизи ваша стяжаша вам венец живота; радуйтеся, яко и ныне подвижником и постником пособницы есте.
Радуйтеся, всем грешным пред Богом блазии заступницы; радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 3
Сила молений царевых понуди святаго Кирилла пустыню оставити служения ради пастырска в Цареграде, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь иконоборную посрамляше. Темже и нас, о святый отче, в православии утверди, отпадшия же от истинныя веры единоплеменники наша к единоверию возврати, да вси словене едиными усты вопиют о просветителех своих Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея премудрости силу, потекл еси, святый Кирилле, с монахом Георгием ко агаряном стязания ради о вере, и от святаго Григория Богослова духовно просвещаемь, премудрость тайны Святыя Троицы во мнозех подобиих показал еси, посрамляя нечестивых силою словес твоих. Тии же, завистию распаляеми, восхотеша зелием погубити тя, егоже вкушь, не претерпел еси вреда, но здрав прибыл еси ко святому Мефодию во обитель и с ним купно иноческия труды паки подъял еси, и просветися пустыня подвигов ваших светом. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих:
Радуйтеся, доброгласнии славы Божия кимвали; радуйтеся, Церкве Его твердии столпи.
Радуйтеся, тайну Троицы в подобиих проповедавшии; радуйтеся, воплощение Бога Слова пред сарацины нетрепетно исповедавшии.
Радуйтеся, еллинов и иудеев и варваров просветителие; радуйтеся, Триединаго Божества благовестителие.
Радуйтеся, яко вами посрамися лесть иконоборная; радуйтеся, яко от вас увядает нечестие агарянское.
Радуйтеся, яко истину Христову не ведущии имут вы учители; радуйтеся, яко искушаемии сомнением обретают вы в вере наставители.
Радуйтеся, яко прогневавшии Господа имут вас пред Ним предстатели; радуйтеся, яко угождающии Ему имеют вы покровители.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 4
Бурю различных бед и зол, на языки словенския находящую, предстательством вашим разорите, преподобнии, яко служений многих жребий прияли есте, и во апостольстем бо лице, и в преподобных сонме, и во учителей чести, и во исповедников воинстве вчини вас Господь, да вси словене вопиют Ему о вас: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша царь Козареск, яко истинная вера в стране еллинов исповедуется, испроси себе от царя Византийска учителей православия. Сей же умоли святых Кирилла и Мефодия оставити пустыню и плыти понтом Евксинским к козаром. К нимже пришедше, святая братия обратиша сердца их ко Христу и спасительное Крещение преподаша им. С темиже и мы прославим равноапостольных братий, глаголюще:
Радуйтеся, не убоявшиися снити ко варваром с евангельским благовестием; радуйтеся, озарившии море славным своим тамо шествием.
Радуйтеся, яко святаго Апостола Климента нетленныя мощи от вас обретены быша; радуйтеся, яко того помощию нечестие козарско от вас посрамися.
Радуйтеся, яко свет Христов стране полуночней преподали есте; радуйтеся, яко праведности вашея слава во вся концы земли распростреся.
Радуйтеся, Церкве Христовы предстательство и утверждение; радуйтеся, от ересей и расколов наше крепкое ограждение.
Радуйтеся, от агарян и иудей приявшии за Христа укорение; радуйтеся, от мощей мученика снискавшии благословение.
Радуйтеся, почитанию угодников благим образом жития вашего нас научившии; радуйтеся, и сами, яко угодницы Божии, от всех православных исповедуемии.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 5
Боготечная звезда явися вам святаго Климента нетленное тело, восплыв на волнах понта Евксинскаго, на егоже дне от семисот лет сокрыто лежаше. Вам же явил е есть творяй чудеса Господь в знамение трудов апостольских и скорбей исповеднических ваших. Еже разумевше, возописте Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше святая братия соплеменныя им словены истинную веру исповедующа, слово же Божие своим им языком чести не ведуща, потщашася Божественныя книги на язык словенск прелагати, да вси людие на сроднем им языце единаго всех Господа прославят; темже и мы прославим Господа о святителех наших, имже возопиим:
Радуйтеся, подателие Христова света народом иноплеменным; радуйтеся, просветителие словен, вам соплеменных.
Радуйтеся, делателие винограда Христова; радуйтеся, пастырие добрии стада Иисусова.
Радуйтеся, слова Божия вернии толковницы; радуйтеся, наши блазии и кротцыи учителие.
Радуйтеся, мир Христов с собою всюду пронесшии; радуйтеся, мир весь светом учений ваших просветившии.
Радуйтеся, и ныне приемлющии моления нас грешных; радуйтеся, и ныне посылающии утешение печальным.
Радуйтеся, всех, за истину угнетенных, прибежище; радуйтеся, Духа Святаго пречестное жилище.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык слоненских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 6
Проповедницы богоноснии бывше, святая братия во страны словенския идоша просветити новокрещенныя люди Христовым учением. Тии же, узревше вас, яко Ангелов светлых, спасение благовестити грядущих, яко пастырей добрых, душу свою за овцы полагающих, возопиша прославляющему святыя Своя Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшей в Моравии заре истинныя веры, испросиша князи словенстии от царя Византийскаго во страны своя учители и утвердители людем. Сих же моления услышавше, святии Мефодий и Кирилл во страны словенския подвигошася, проповедающе Евангелие Царствия Божия словенским народом. Еже уведевше, возрадовашася словене и, отвсюду ко святым братиям притекающе, закону Божию поучахуся, Господа славяще и просветители своя хваляще, с нимиже и мы вкупе воспоим Мефодия и Кирилла, взывающе:
Радуйтеся, Апостоли наши богоглаголивии; радуйтеся, учителие наши благодатнии.
Радуйтеся, исповедницы наши, многое дерзновение имущии; радуйтеся, пустынницы наши преподобнии.
Радуйтеся, молитвенницы наши теплии; радуйтеся, чудотворцы наши светлии.
Радуйтеся, славити Бога всеми языки завещавшии; радуйтеся, триязычную ересь добльственно обличившии.
Радуйтеся, словеном в год скорби утешение; радуйтеся, во обстояниих тяжких надеждо их и заступление.
радуйтеся, и сами о нас к Нему выну молящиися.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 7
Хотяще изгнати вы из стран словенских, священницы латинстии оклеветаша вы пред епископом Римским. Егда же сей с мощми святаго Климента пришедших вас узре и правоверие ваше и доброе житие уведе, абие посрами клеветавшия на вы корыстолюбцы, вас же именем Христовым благослови, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивнии Апостоли явишася святая братия, не имуще покоя в трудех своих: святый бо Кирилл от подвигов многих изнемог, скоро по пришествии в Рим живот свой сконча. Святый же Мефодий ревностию брата своего укреплен и от папы Адриана благодатию архиерейскою почтен, к подвигом новым в Моравию и Паннонию возвратися, идеже труды множайшия понесе; имже дивящеся, воспоим святую братию, зовуще:
Радуйтеся, добрии слуги Христовы; радуйтеся, яко даже до смерти верни истине пребыли есте.
Радуйтеся, Господеви, а не человеком угождавшии; радуйтеся, имене Его ради поношения от человек приявшии.
Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися; радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.
Радуйтеся, свет миру и соль земли бывшии; радуйтеся, яко светильник, горяй во тьме, языком светившии.
Радуйтеся, яко град верху горы, от верных и неверных не утаивыйся; радуйтеся, заповеди Господни сотворшии и иных научившии.
Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии; радуйтеся, на земли в Церкви Господней прославленнии.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 8
Странно преставление святаго Кирилла всем явися, не о жизни бо временней помышляше, но Господа о новопросвещенных им церквах моляше, да утвердит я в Православии и от триязычныя ереси и прочих напастей, и бед оградит я, святаго же Мефодия увещаваше, глаголя: Се, брате, супруга волов бяхове, едину бразду тяжуща, и аз на селе падаю, течение скончав; ты же любиши святую гору вельми, не мози убо горы ради оставити учения языков словенских. Темже, толицей ревности святых братий дивящеся, воспоим Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь предан быв душею же и телом заветам брата своего, святый Мефодий не убояся прещений княжеских, ни клевет от иереев латинских, ни заточения темнична, но вся сия, яко доблий воин Христов, претерпевая, не преста языки словенския и паству свою добре правити и просвещати, дондеже в старости опочи и к святому Кириллу во блаженную обитель райскую преставися. К ним же мы воспоим тепле:
Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии; радуйтеся, светом вечным на небеси осияннии.
Радуйтеся, подвижницы, нищии духом, яко ваше есть Царствие Небесное; радуйтеся, плакавшии много, яко обильно утешистеся.
Радуйтеся, кротцыи, яко наследисте во Христе земли словенския; радуйтеся, алкавшии и жаждавшии правды, яко насытистеся в селениих небесных.
Радуйтеся, милостивии, яко не сами токмо помиловани есте, но и иным милости от Бога ходатаи бысте;
радуйтеся, чистии сердцем, яко днесь Бога лицем к лицу зрита.
Радуйтеся, миротворцы человеком бывшии, яко сынове Божии нарекостеся; радуйтеся, изгнаннии правды ради, яко ваше есть Царствие Божие.
Радуйтеся, яко возненавидени бысте от человек и гонение и клеветы прияли бысте Христа ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 9
Всякия козни, на страны словенския находящии, бодро разоряли есте, преподобнии, темже и ныне не оставите нас, смиренных и грешных, но вся словены в Православии и единомыслии утвердите, да вси едиными усты и единым сердцем вопиют прославившему вас Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласны, зрим о вас, преподобнии, недоумеют бо, како и в пустыни духом витали есте, и посреде человек неусыпными подвиги подвизастеся. Мы же, радующеся, яко таковые имамы учители и молитвенники, прославляем вас, глаголюще:
Радуйтеся, истинныя веры исповедницы; радуйтеся, Царствия Божия наследницы.
Радуйтеся, ереси иконоборныя обличителие; радуйтеся, иудейства посрамителие.
Радуйтеся, триязычную ересь поправшии; радуйтеся, словеном двери Царствия Небеснаго отверзшии.
Радуйтеся, воини Христови, еще в житии от Него славою венчаннии; радуйтеся, и в славе своей дух смиренномудрия соблюдшии.
Радуйтеся, злая, яко Исаия и Иеремия, от единоплеменных за благая приявшии; радуйтеся, яко Даниил и Есфирь, за язык свой ходатайствовавшии.
Радуйтеся, со всеми святыми немерцающим светом осияваемии;
радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас грешных Господу молящиися.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 10
Спасти хотя новое стадо Христово от волков мысленных, святый Мефодий на одре смертном ученики своя вельми моляше твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражеских устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще: Аллилуиа.
Икос 10
Стена есте всем, о православии трудящимся, и заступление к вам с верою притекающим, Мефодие и Кирилле богомудрии, ибо небесе и земли Творец избра вас быти на земли ловцы человеком, послежде же на небесех к лику Апостол сопричте. Темже и нам умолите благодати Его даром податися, умиленно вопиющим таковая:
Радуйтеся, добродетельми, яко виссоном, украшеннии; радуйтеся, в премудрости с Соломоном сравнившиися.
Радуйтеся, воздержанием и молитвою великим Антонию и Пахомию уподобльшиися; радуйтеся, яко Великий Василий и Иоанн Златоустый, силою слова одареннии.
Радуйтеся, яко целомудрием Иосифу подобни бысте; радуйтеся, терпению Иовлему подражавшии.
Радуйтеся, незлобием царю и пророку Давиду соревновавшии;
радуйтеся, ревностию по вере Илии уподобившиися есте;
радуйтеся, яко Даниил и трие отроцы, мужественно Бога прославившии.
Радуйтеся, яко Ангелом и святым Божиим сожительствуете; радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 11
Пение благодарное приносяще ко Господу, предстателие нам грешным вас даровавшему, со умилением молим вы, святии учителие наши, не возгнушатися нас лености ради нашея, ниже отступити от нас тяжких ради беззаконий наших, но милосердие от Господа всем испросити, вопиющим Ему о вас: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную Апостол словенских двоицу восхваляюще, вернии, устранимся своих распрей и раздоров, паче же разделений в вере, единение же духа в союзе мира блюдуще, воспоим святых учителей тако:
Радуйтеся, громогласныя трубы евангельскаго благовестия; радуйтеся, гусли сладкозвучныя проповеди спасения.
Радуйтеся, крепцыи правды насадителие; радуйтеся, непоколебимии неправды истребителие.
Радуйтеся, радости податели всем бывшии; радуйтеся, скорбей нападения отвсюду восприявшии.
Радуйтеся, мзды и воздаяний трудом своим от человек не искавшии; радуйтеся, о неблагодарных людех Богу молившиися.
Радуйтеся, Ангел Божиих и святых Его подвиги и добродетельми своими радовавшии; радуйтеся, радости вечныя купно с ними во обителех блаженных наслаждающиися.
Радуйтеся, звезды, светом истины сияющия; радуйтеся, сами добродетелей ваших светом осияннии.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 12
Благодать единения и мира испросите нам, преподобнии, и мир во всем мире, до конца мирскаго жития вашего благовестившии, яко, да и мы, от всех расколов и искушений свобождшеся, в мире воспоим, яко други, вас возлюбившему единому миротворцу всех Господу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще ваша дивное житие на земли и помышляюще славу, яже на небеси, святии учителие, силу свыше православным христианом на враги невидимыя и видимыя даровавшия, и народы словенския в единение веры приведшия, вси вернии взывают:
Радуйтеся, православия твердое ограждение; радуйтеся, неверия живое обличение.
Радуйтеся, исхождение Духа Святаго от Отца точию, яко отдревле прияхом, исповедавшии;
радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим си языком завещавшии.
Радуйтеся, праведных в праведности утверждение; радуйтеся, и беззаконных к закону обращение.
Радуйтеся, яко вами и мы во исполнение Церкве внидохом; радуйтеся, яко вами слово Божие на сроднем нам языке достиже.
Радуйтеся, яко молитвами вашими, аки забралом крепким, от врагов наших ограждаемся; радуйтеся, яко предстательством вашим вечныя жизни сподобляемся.
Радуйтеся, всем словеном пастырие и отцы, ихже ради есмы вси братие; радуйтеся, яко вас ради братия суще по плоти и по духу братия Христу сотворихомся.
Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских Апостоли и богомудрии учителие.
Кондак 13
О пречуднии и предивнии язык словенских учителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, нынешнее приемше моление наше, вся словены от находящих им зол и бед свободите, в мире и единении соблюдите и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, во умилении о вас поющих Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избраннии от Царя …».
Молитва
О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещасте, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братий возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.