Сея, красоты тщи

Святые Церкви – о красоте душевной и телесной.

Преподобный Авва Исаия:

Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли, в какой она обратится смрад, – и успокоишься.

Преподобный Ефрем Сирин:

Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты.

*

Не полагайся, человек, на красоту свою, она истлевает во гробе.

Я. Капков. «Молящаяся девушка», 1851 г.

Велика чистота в любви Христовой, а блуд – великое бесчестие. Для чего ты с такой безбоязненностью любишь наряжаться? Послушай, что говорит апостол: «Юношеских похотей убегай» (2 Тим. 2: 22). Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено, то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты и из этого света изливается нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна.

Святитель Григорий Богослов:

Красотою почитай благолепие души: не то, что могут написать руки, а время разрушить, но то, что усматривается взором целомудренного ума.

Святитель Василий Великий:

Красота души есть соразмерность в добродетели, а безобразие – нарушение меры вследствие порока.

Святитель Иоанн Златоуст:

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем всё более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей. Не столько внешнее делает супругов любящими, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

*

Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты.

Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен. Та и зависть возбуждает, и ревность производит, а эта не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия.

*

Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него. Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда все золото расходуется на украшение жены, и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга.

*

Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2: 9). Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания. Да и никто степенный и скромный не похвалит ее за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а еще осудят ее за то, что сама дает повод устремлять на нее нечистые взоры. Но жену воздержанную и те, и другие, и все похвалят, так как, смотря на нее, не только не чувствуют никакого вреда, но еще заимствуют от нее урок добродетели. Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.

*

Если ты увидишь мужчину или женщину красивых, не удивляйся. Посмотри, дубы высятся до небес, а их плод не годен для людей, но только для бессловесных; а лоза стелется по земле и приносит грозди прекрасного плода.

*

Красота телесная есть угрожающая падением путнику яма и яд, приготовленный для других людей, если она не соединена с целомудрием; с другой стороны, она увядает в болезнях и уничтожается смертью.

*

Истинная красота познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению.

*

Будем же заботиться о душевной красоте, будем украшаться этим украшением, чтобы нам войти на небеса, в духовные обители, в нетленный Брачный Чертог. Красота телесная от всего повреждается, и если даже хорошо сохраняется, если ни болезнь, ни заботы не искажают ее – что, впрочем, невозможно, – и тогда она не продолжается и двадцати лет; а красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; она не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни приключившаяся болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого. Напротив, красота телесная не успеет появиться, как уже исчезает. Люди благонравные не удивляются ей, а удивляются только невоздержные.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Многие думают, что с любопытством смотреть на чужую красоту ничего не значит, но от сего рождаются прелюбодеяния и расстройства в домах.

Преподобный Исидор Пелусиот

Святитель Дмитрий Ростовский:

Избегай воззрения с вожделением на чужую красоту, а также и бесстыдного прикосновения, лобзания и осязания, как смертоносного яда, дабы не впасть в греховную глубину погибели и не остаться в сети дьявола; преткнувшись же в том, без скорби и тяжести никогда потом не пребудешь.

*

Не прельщайся красотой и станом и прекрасным лицом, ибо все это легко сокрушаемо и исчезаемо. Помни о том, что красота претворяется в гной и после обуревания похотью бывает скорбь и тяжесть, и никогда не прельстишься, и никакой красотой плоти и похотью греховной объят не будешь.

*

Не уязвляйся сердцем красотой лица тленной плоти. Ибо нет красоты, не истлевающей во гробе, и не на долгое время эта красота пребывает. Ибо всякая плотская красота – это тень, всякое благолепие – роса утренняя, всякая плоть – трава, всякая слава человеческая, как цвет в поле: иссушается трава, и цвет ее отпадает. Только одно слово Господне и Божественная Его любовь пребывают вовеки.

Святитель Тихон Задонский:

Видишь прекрасного, ангелоподобного человека. От этого возведи ум свой к внутреннему человеку, то есть душе, и подумай, насколько прекраснее душа – образ и подобие Божие, которую Бог в таком прекрасном обиталище поселил. От этого научись познавать и почитать благородство, красоту и великолепие души, и ее, бессмертную, добрыми делами, верой, любовью, терпением, целомудрием украшать, а не тело – прах и пепел.

*

О, какова будет слава чад Божиих, которые ныне, не заботясь о теле своем, о красоте души своей пекутся, а лукавым миром, как мусор, презренными и попранными считаются: Богу подобны будут! Ибо Бог «одеяйся светом, яко ризою» (Пс. 103: 2), так и чада Его просветятся. Этой красоты желай и ищи, христианин, пока обретается. А что тебе в телесной красоте, которая ныне цветет, а наутро увядает и в ничто обращается?

*

Тела своего одеждою щегольскою не украшай, якоже некиим, христианами именующимся, есть обычай; но званию твоему приличное одеяние да будет. Христианское одеяние есть душевное одеяние, они должны душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому созданы мы; сея красоты ищи, и довлеет тебе.

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Человек во всем ищет красоты и все старается украсить, только – странное явление – забывает наибольшей частью о нетленном украшении своей души, своего внутреннего храма, и оставляет его в запустении, в дыму и чаду страстей, не ведая, что он сам должен быть благоукрашенным храмом Божиим, достойным селением Бога Вседержителя.

*

Плотской красотой и минутной сластью враг прельщает, а от Источника духовной и вечной красоты, от Бога, враг отвращает и ни во что Его считает и в смерть повергает. Вот безумие! А ты вожделей вечной, духовной красоты – Бога, создавшего всякую красоту; от тленной же, разрушающейся и смердящей восходи к нетленной же, вечно благоухающей и дивно облагоухавшей тела святых.

*

Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной, святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, то есть к Богу; прославь Его за то, что Он из земли делает такую красоту; подивись в человеке красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном нашем состоянии, вообрази, какова красота святых Божиих, святых Ангелов, Божией Матери, приукрашенной божественной славой, вообрази неизреченную доброту лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земной красотой, этой плотью и кровью.

*

Через пристрастие к видимой плотской вещественной красоте и сладости, возбуждаемое врагом в наших умах и сердцах, он усиливается ежедневно лишать нас вечной, нетленной, святой красоты и сладости Божией и общения со всеми святыми в будущей жизни. А потому да оставляет здесь человек плотское сладострастие и даже зрение с наслаждением на плотскую красоту, которая развратила сердца многих и свела с ума, поставив всю жизнь вверх.

Источник: Московский Сретенский монастырь

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.