О благодатном даре прозорливости. 

Прп. Порфирий Кавсокаливит

«Только тот, кто имеет смирение, получает дары от Бога, приносит их Богу и использует во славу Его».

Божии тайны открываются человеку со здоровой душой. Человек, достойный Бога, исполняется Святым Духом. Он имеет Божию благодать. В Христовой тайне Бог дает ему радость, мир, кротость, любовь. Он дает ему эти свойства, которые перечисляет святой апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22–23). Для Бога нет прошлого, настоящего и будущего. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4: 13). Таким образом, Божии тайны открываются человеку в здравом уме, и он познает Его волю в той степени, в какой Господь это позволяет. 

1 (10).JPG
Святой апостол Павел

Но для того, чтобы Божия благодать вошла в человека и осталась в нем, необходимы определенные предпосылки.

Только тот, кто имеет смирение, получает эти дары от Бога, приносит их Господу и использует их во славу Его. Добрый, смиренный, благочестивый, любящий Бога, обладающий добродетелями человек не впадает в прелесть благодаря Божией благодати. Он чувствует себя недостойным, и все это дается ему для того, чтобы быть добрым человеком, и поэтому он подвизается.

И наоборот, Божия благодать не осеняет эгоистов, людей, которые не осознают своего духовного состояния. Человек с сатанинским эгоизмом думает, что он исполнен Божией благодати, но он находится в прелести. Он человек диавола. Прелесть – это психологическое состояние. Прелесть – это неправильное человеческое суждение о реальности. В сущности, прелесть происходит от эгоизма. У человека, находящегося в состоянии прелести, появляются галлюцинации, фантазии, и таким образом он мучается. Очень сложно человеку вылечиться от прелести. Она лечится по Божией милости. Необходимо, чтобы кто-то другой молился Богу о человеке, впавшем в духовную прелесть, и чтобы Господь его помиловал. Если он приложит усилия, если он посмотрит в зеркало, а это зеркало – добрый духовник, и искренне исповедуется, то Божия благодать исцелит его.

У человека, находящегося в состоянии прелести, появляются галлюцинации, фантазии, и таким образом он мучается

Священное Писание просветляет нас, чтобы мы могли различать духов

Сегодня очень часто можно встретить как святых людей, так и людей, впавших в духовную прелесть. Ты можешь прийти к какому-то отшельнику, к подвижнику, и как только он увидит тебя, то скажет тебе: 

– Добро пожаловать! 

И тут же назовет тебя по имени. Затем спросит у тебя: 

– Почему ты не был внимательным и впутался в то, и то, и то плохое дело? 

Понимаешь, он произносит твое имя, не зная тебя, говорит тебе о твоих самых сокровенных вещах! И тут же ты говоришь себе: 

– Этот подвижник – святой человек! Он назвал меня по имени и открыл мне тайны, о которых знаю только я. 

Но ты так же идешь к какой-то гадалке (вы должны знать, что мир полон гадалок, которые «сколачивают» огромные состояния), и она знает, откуда ты пришел и куда пойдешь. А ты остаешься в недоумении и удивленно спрашиваешь себя: 

– Что здесь происходит? Где же истина? Тот святой сказал мне неправду, а эта гадалка сказала мне правду. Она тоже назвала меня по имени. Разве эта гадалка не святая? 

Вот так мы и запутываемся.

Священное Писание просветляет нас, чтобы мы различали духов, поэтому мы должны хорошо знать и тщательно изучать Библию. Одно дело – апостолы, охваченные Божией благодатью, и совсем другое происходит с впавшими в транс, в котором явно прослеживается присутствие духа сатаны. То, что происходит с гадалкой, – это прелесть, сопровождающаяся непристойными и бессмысленными поступками. Противник, демонический дух, предстает в виде светлого ангела (см.: 2 Кор. 11: 14). Если ты не знаешь его лукавства, то не сможешь понять, что то, что ты видишь, не исходит от Духа Божия, и таким образом можешь быть обманутым и подумать, что это какое-то хорошее воодушевление. От этого многие пострадали.

2 (13).JPG

В этих состояниях есть две вещи: добро и зло. Добрый ангел и злой ангел, демон, злой дух. Также и в нас есть добро и зло, то есть ветхий человек и человек, обновленный во Христе. Ветхий человек подчиняется своему старому «я». Злой дух оказывает на него сильное влияние, и человек становится плохим. Он злобно смотрит на весь мир, желает всем зла и постоянно проклинает. Он напоминает Франкояну из произведения Пападиамантиса [1], которая пережила много страданий и из-за этого сильно душевно пострадала.

Таким образом, человек, который принимает на себя влияние злого духа, например, гадалки, постоянно богохульствует. Она может предсказывать, предрекать будущее, но всё, что она предсказывает, делает со злым умыслом. Гадалка смотрит вниз: побуждаемая злым духом, она совершает плохие поступки, которые исходят от ее старого «я». Она впадает в демоническое, а не в возвышенное духовное состояние. В этом состоянии нет Божьего присутствия. Однако гадалка говорит о себе, что она принадлежит Христу. Она может якобы принадлежать Церкви, может быть крещена, может знать Евангелие, но внутри себя она подвластна злу, и ее мысли, воображение и душа больны.

Гадалка впадает в демоническое, а не в возвышенное духовное состояние

Такой человек может прельстить и других людей. Гадалки имеют привычку говорить: 

– Я видела Христа, я видела Богородицу. Он сказал мне, или Она сказала мне, что будет война, произойдет убийство или еще какое-то зло… 

И это действительно происходит… Это происходит потому, что диавол задумал зло, и поэтому он знает о нем. Понимаете ли вы это? Но это все ненормальные вещи. И если такой человек скажет тебе, что он видел Пресвятую Богородицу, или Святую Троицу, или преподобного Серафима, и что они сказали ему то и то, то в действительности здесь речь идет о медиуме. Понимаете ли вы это? Она падает на землю, теряет сознание, изо рта у нее идет пена, и она плачет. Тогда становится ясно, что этот человек – не от Христа. Гадалка может думать, что ее вдохновение исходит от Христа, от Божией Матери или от святых, но это не так.

Если кто-то подойдет к человеку, одержимому злым духом, и скажет ему: «Ты самозванец!», ударит его и скажет ему какое-нибудь плохое слово, то тот начнет все сквернословить и хулить, даже Бога. Такой человек находится в демоническом состоянии, которое со временем приведет его в сумасшедший дом. Или говоря другими словами, все эти состояния – спиритизм и тому подобное – являются болезненными состояниями.

Бог дает великие откровения тем, кто достоин Его

Я приведу несколько примеров, чтобы вы поняли, что Господь дает простым и естественным способом большие откровения тем, кто достоин Его. Он открывает события из прошлого и настоящего, а также то, что произойдет в будущем. Бог открывает глубины человеческой души, боли и радости людей, их грехи и благодатные дары, их телесные и душевные немощи, время и место их смерти. Послушайте меня!

Высоко на Синае есть много отшельнических мест. Когда-то там жил и один старец со своим послушником. Старцу было сто лет. Ему было открыто Богом, что он скоро умрет. Внизу, на склоне холма, была земля. Он сказал своему послушнику:

– Выкопай мне, ибо я скоро умру. Попозже я позову тебя.

Послушник тут же послушался его и выкопал ему гроб. А в это время старец молился. Через некоторое время он позвал послушника:

– Подойди ко мне, Пафнутий, чадо мое, возьми меня за руку и отведи к гробу. Ибо когда я умру, как ты сможешь сам опустить меня в могилу? Иди сюда, возьми меня за руку.

Медленно и осторожно, опираясь на трость и с помощью послушника, старец спустился по склону. Они дошли до гроба, и старец сказал ему:

– Держи меня за руку, держи меня за руку!

С помощью послушника он спустился в гроб, и перед этим они попрощались и по-христиански троекратно поцеловались. Старец спустился в могилу, лег, закрыл глаза и с молитвой предал Богу дух.

Вот видите? Это выглядит невероятно. Однако именно так все и было!

Многие святые люди имели честь переноситься в другие места по их собственному желанию, идти туда «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю» (2 Кор. 12: 2) и быть увиденными другими.

Синайский монастырь

Однажды настоятель Синайского монастыря отец Георгий был болен. Но он хотел поехать и принять Святое Причастие из рук Патриарха в Иерусалиме. В этот момент к нему в келию пришли послушники и спросили, может ли он прийти в церковь.

– Нет, – ответил отец Георгий. – Я не пойду в храм.

Как только они ушли, старец остался один телесно, но духовно, умом, поехал в храм Святого Воскресения Христова в Иерусалиме и там участвовал в Божественной литургии. Отец Георгий видел, как Патриарх вошел в церковь. Также все присутствующие священники, диаконы и архиереи увидели настоятеля во время Божественной литургии, а к моменту причащения отцу Георгию принесли епитрахиль. Он подошел к Святой Трапезе и принял Тайны Христовы из рук Патриарха. После причащения все священники подошли к алтарной умывальнице, чтобы омыть руки. Отец Георгий тоже подошел и встал возле Патриарха, и тот сказал настоятелю монастыря:

– Я жду тебя на обед в трапезной.

Отец Георгий ничего ему не ответил, а только поклонился.

Старец остался один телесно, но духовно, умом, поехал в храм Святого Воскресения Христова в Иерусалиме и там участвовал в Божественной литургии

Тем временем на Синае, по окончании Божественной литургии, диакон, иеромонах вместе с другим монахом, который держал в руках свечу и кадило, вошли в его келию и причастили отца Георгия.

4 (9).JPG

В Иерусалиме, когда подошло время обеденной трапезы, Патриарх ждал приезда отца Георгия. Время шло, а он так и не приехал. Патриарх и его гости больше не могли его ждать и начали трапезничать. Святейший очень огорчился и послал трех монахов из Иерусалима на Синай, чтобы узнать, почему настоятель ослушался его и не пришел на обеденную трапезу, ведь он был известен своим послушанием. Приехали посланцы Патриарха, вошли в монастырь и сказали:

– Ваш старец Георгий сегодня приезжал в Иерусалим и причастился в храме Воскресения Христова. Мы все видели его там, и Патриарх пригласил его на обед. Но он не пришел. Это сильно огорчило Патриарха, который не посмотрел на это благосклонно и поручил нам обличить его за это непослушание.

Монастырская братия была изумлена.

– О чем вы говорите! – ответили они. – Наш старец уже пятьдесят лет не покидает святую обитель! Вы ошибаетесь!

– Нет! – возразили иерусалимские монахи. – Мы все его видели в храме.

– Чтобы доказать, что мы говорим вам правду, пойдемте, мы отведем вас к старцу.

И они отвели иерусалимских посланцев в келию отца Георгия, и те, как только увидели настоятеля монастыря, передали ему негодование Патриарха. Старец ничего не ответил, но через некоторое время сказал посланцам:

– Передайте его Блаженству, что я прошу его простить меня и сообщить ему еще одну радостную весть: Господь открыл мне, что через шесть месяцев мы встретимся, поэтому пусть он готовится.

Вот видите, как настоятель Синайского монастырь поехал в Иерусалим, сам не зная, «в теле ли, вне тела». Во всяком случае другие тоже видели, что он там был.

И еще. Многие наши святые понимали друг друга издалека и молились вместе, даже находясь далеко друг от друга. Все возможно благодаря Божией благодати. С помощью Божией благодати не существует расстояния. Да простит меня Господь за эти слова, но однажды с одним иеромонахом из монастыря святого Харалампия на острове Эвбея, отцом Павлом, мы понимали друг друга издалека.

Расскажу вам один конкретный случай.

Когда я приехал туда после пребывания на Афоне, у меня возникла серьезная проблема. Из-за состояния моего здоровья (как я уже говорил, я вернулся с Афона очень больным) мне необходимо было есть в день по несколько яиц и пить немного молока. Тогда мне нельзя было есть фасоль, чечевицу и другие подобные продукты. В монастыре ели в основном фасоль, бобы, нут. Мое здоровье не позволяло мне оставаться с другими монахами и искушать их особой пищей. Так я это чувствовал. 

Но мне было стыдно об этом сказать, и я подумывал об уходе из монастыря. 

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Однажды я сидел под большим деревом, которое называлось алоэ. Меня одолевали мысли об уходе из монастыря, когда передо мной появился отец Павел с большой книгой в руках. Это было Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Он ходил в лесу среди деревьев и читал Священное Писание. Вдруг он встал, подошел ко мне и сказал:

– Как поживаете, геронда Порфирий? Знаете ли Вы, о чем я думаю? Я знаю о Вашей проблеме. Я знаю, что Вы больны и сильно страдаете от боли в желудке, Вы не можете принимать пищу, которую мы едим в монастыре. Поэтому я решил давать Вам молоко и яйца. Вы имеете на это право, потому что больны и можете соблюдать специальную диету.

Я спросил его:

– Когда Вы это решили?

– Вот, – сказал он, – сейчас, когда я шел к Вам…

Вот видите, все делает Божия благодать.

Раньше, да и сейчас я часто «летаю» над Афоном и молюсь вместе с афонскими монахами. Я глубоко чувствую благодать подвижников и запах ладана, который возносится к небу. Над Афоном разносятся целые облака благоухающего ладана! По этим местам ходили святые, которые жили с большой преданностью и молитвой Богу. Здесь даже скалы и камни пропитаны Божией благодатью, которую святые подвижники привлекали своей жизнью. Эти люди были Божиими ангелами, посланными сюда, на землю. Они жили ангельской жизнью, в глубочайшей любви и преданности Богу.

На Афоне даже скалы и камни пропитаны Божией благодатью, которую святые подвижники привлекали своей жизнью

Когда я здесь, в монастыре, ночью просыпаюсь, то вижу Святую Гору Афон, наполненную благодатью от утренних молитв монахов. Как только раздается стук в клепало, они спешат услышать «встав от сна…» и начинают со стремлением, любовью и радостью молиться. 

Святая гора Афон

Что я могу вам сказать! Рай открывается. Это я чувствую по Божией милости и это говорю. Позвольте мне говорить с вами! Я хочу говорить с вами. Я это делаю из любви к вам.

Сейчас я открою вам еще одну тайну. По ночам я разговариваю по телефону с одним афонским подвижником. Он усердно изучает святых отцов и многое мне объясняет. Мы говорим о духовных вопросах. Безумие! Что я могу вам сказать… Это случилось сегодня утром. Точнее, в три часа ночи. Пока мы разговаривали, начал звонить церковный колокол. В течение получаса мы говорили о многих хороших вещах. Я искренне говорю вам, что почувствовал большую радость, гораздо большую радость, которую я сейчас могу вам выразить. Слава Тебе, Господи! Пока мы вели с ним эту духовную беседу, подвижник сказал мне: 

– Колокол звонит, чтобы идти на службу, я поспешу, чтобы прийти вовремя.

Я сказал ему:

– Геронда, не оставляй меня!

– Хорошо-хорошо, – ответил он с огромной радостью. – Давай вместе пойдем в церковь и будем созерцать величие Бога, Божественную литургию, Христову благодать. Пойдем, у нашего Господа Иисуса Христа не существует расстояния, никакого расстояния!

Я пошел вместе с ним в церковь и все это время молился вместе с ним. Видел все святые иконы, большие и маленькие свечи, зажженные лампады, видел, как священники совершают Божественную литургию, все это я видел в состоянии духовного восторга. Церковь была полна подвижниками. Все были очень радостны и пели: «Придите, верные, посмотрите, где родился Христос… Дева днесь… Христос рождается – славьте!» После слов священника «со страхом Божиим, верою и любовью приступите» подвижник пошел причащаться. Благодаря милости нашего Господа, я, взволнованный, стоял рядом с ним. Я видел, как молятся все монахи.

Простите меня за то, что я это говорю вам! Я чувствовал огромную радость. Все, что видели они, видел и я. Эта Божественная литургия была богатым духовным пиром со святыми подвижниками, с этими радостными людьми, которые чувствовали и переживали Рождество Христово. Они проживали все это так глубоко! Как бы я хотел, чтобы и вы тоже были там, чтобы услышать слова, которые они произносили!

Моя радость становится очень большой, когда кто-то другой уверяет меня, что то, что я вижу, действительно так, ибо я понимаю, что это знание приходит ни от кого иного, а от Бога. Позвольте мне объяснить вам, что я имею в виду. Я часто прошу вас прочитать мне какой-то отрывок, например, отрывок из трудов какого-то святого, а затем говорю вам: 

– Обратите внимание на десятую страницу, второй абзац в середине страницы, и там вы найдете то, что я вам сказал. 

Вы открываете книгу и, действительно, на девятой странице находите это место и читаете его мне. Все написано точно так же, как я рассказал вам. Вы удивляетесь, почему вдруг я становлюсь очень счастливым, а я говорю вам: 

– Ну, я этого не знал. Я это впервые слышу. 

А чуть раньше слово в слово рассказывал вам это место из книги.

Но я правду говорю вам. Я не обманываю. Я действительно этого не знал, потому что раньше никогда не читал его. В тот момент рассказал вам отрывок, о котором идет речь, в тот же момент Божия благодать, Святой Дух открыл мне его внутри меня. Но я впервые услышал его, когда вы прочитали его, потому что я никогда не читал его раньше, и это произвело на меня большое впечатление. Поэтому я рад, когда вы подтверждаете то, что Божия благодать открывает мне.

7=превью.JPG
Святой Дух

Приведу вам еще один пример.

Однажды в семь часов вечера настоятель Великой Лавры на Афоне выступал с беседой в Афинском археологическом обществе. Я молитвенно пошел туда и увидел его. Я следил за его выступлением почти полчаса. Зал был переполнен людьми, слушавшими его со вниманием и волнением. И что же я увидел! Я увидел настоятеля монастыря, который был настолько потным, что пот выступил на его рясе. Река пота лилась с этого человека, когда он говорил! В действительности, когда я позвонил вам по телефону, чтобы спросить, как прошла его беседа, вы мне сказали:

– Он говорил очень хорошо, все присутствующие были взволнованы. Но что мы можем вам сказать? Пот лился с него рекой.

Что это за тайна! Это Тот, Кто везде находится и все наполняет…

В другой раз с четырьмя или пятью людьми мы отправились в путешествие по северной части Эвбеи. Автомобиль проезжал через очень красивую местность. Слева – растения, деревья, цветы, а справа – бескрайнее море. Все было красивым, чистым, залитым светом. Все молчали. Вдруг я спросил своих спутников:

– Что вы видите за окном машины? Все, что вы видите, я, как слепой человек, сейчас вижу вашими глазами.

Я начал петь песню:

«Ваши глаза – мои глаза,

Твои брови – мои брови,

Ключи – это твои руки,

Открывающие мое сердце».

Это светская песня, но мы должны ее понимать в переносном смысле. Понимаете ли вы это? Есть и другие глаза – душевные глаза. Телесными глазами можно видеть ограниченно, но душевными глазами можно видеть дальше луны. Вы видите телесными глазами. Я вижу те же вещи через благодать и вижу их еще прекраснее и яснее, чем телесными глазами. Телесными глазами вы видите внешние вещи. Душевными глазами вы видите глубже. Вы видите внешнее, а я вижу внутреннее. Я вижу и читаю душу другого человека.

Те, кто возлюбил своего старца и искренне прилепился к нему, обрели тот благодатный дар, которым он обладал.

Господь дал мне эту благодать благодаря моему послушанию к моим старцам. Кто полюбил старца и искренне прилепился к нему, тот приобрел благодатный дар, которым обладал он сам. Святой Прохор приобрел благодатный дар от святого Иоанна Богослова, святой Прокл – от святителя Иоанна Златоуста, святой Симеон Новый Богослов – от своего старца.

1 (29).jpg
Пророк Илия

А в Ветхом Завете мы видим, что святой пророк Илия передал пророческий дар своему ученику, святому пророку Елисею: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что́ сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. 

И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 

И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. 

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. 

И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар. 2: 8–15).

Святой пророк Илия ударил своей милотью по воде реки Иордан, и она расступилась. Так они прошли через образовавшийся сухой проход и перешли на другую сторону. Знаете ли вы, что Елисей попросил у пророка Илии? Он просил двойную благодать, и по его благословению он получил ее. После того, как святой пророк Илия вознесся на небо, святой пророк Елисей поднял милоть, которую накинул на него старец Илия, и ударил ею по водам Иордана. Но воды не расступились, и не сделался сухой проход, потому что он не получил благословения от святого пророка Илии. 

Тогда святой Елисей сказал: 

– Где Господь Бог Израилев? Где сейчас Господь Бог Илии, моего старца? 

Дальше в четырнадцатом стихе Четвертой книги Царств Ветхий Завет говорит: «И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2: 14). На этот раз вода разделилась, потому что святой пророк Елисей понял свою ошибку и обратился за благословением к святому пророку Илии.

Ничто не постигается без Божией благодати

Ничто не постигается без благословения старца. Ничто не постигается без Божией благодати. Вы действительно это поймете, когда придет благодать. Когда придет Святой Дух, Он научит вас всему и напомнит вам обо всем. Как говорит святой Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26).

Бог дал мне дар благодати, чтобы я стал хорошим

Я часто говорил вам, что я не ждал, не хотел и не искал этого благодатного дара. Мои старцы ничего мне не говорили. Они учили меня не словами, а только своим поведением. Я узнал все из жизнеописаний святых и из святоотеческих писаний. Святые отцы ничего не добивались силой. Они не искали знамений и не просили благодатных даров. Господь дал мне дар благодати, чтобы я стал хорошим.

Я никогда не прошу Бога, чтобы Он мне что-то открыл, потому что я не люблю что-то Его просить. Мне кажется, что это против Его воли, что это неучтиво и что хуже всего то, что этим я шантажирую Его, поэтому я произношу молитвенные слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», а затем предаю себя Христу. Пусть будет так, как Он хочет, пусть откроет то, что Он хочет.

2 (31).jpg

Сейчас я чувствую себя смиренным. Я не знаю, как вам это объяснить… Господь защищает меня. Он посылает мне Свою благодать. Поэтому я говорю: 

– Я такой бедный и такой недостойный! Что Богу нужно от меня?

Но Господь любит и таких грешников, как я, и хочет, чтобы они стали хорошими. Божия благодать совершает такие вещи.

Этот дар – Божий дар, дар Божией благодати, но и от человека зависит, будет ли он его беречь. Когда человек невнимательный, то он теряет духовные благодатные дары. В этих духовных вещах необходимо быть внимательным. Не рассказывайте другим о благодатных духовных проживаниях, которые у вас есть. Это нехорошо. Так мы потеряем Божию благодать. 

Наверное, вы знаете пример Пресвятой Богородицы? Матерь Божия молчала. Она не сказала Иосифу о тайне Благовещения. Об этом ему рассказал Божий ангел. Иосиф спал и во сне услышал голос ангела. Будьте осторожны! Господь очень хорошо скрывает Себя. Он скрывает Себя так хорошо, что мы думаем, что Он не существует. Бог является тем, кто удостоил себя даром смирения.

Я все отдаю Богу, во славу Его. О себе говорю, что я – старая ржавая труба, но труба, по которой течет чистая, живая вода, потому что она берет свое начало от Святого Духа. Когда ты испытываешь сильную жажду, то не думаешь о том, течет ли вода по пластиковой, металлической или ржавой трубе. Тебя интересует только вода. У меня, так сказать, душа еле держится, а ко мне, горемычному, приходят люди. Они ничего у меня не могут взять. У меня ничего нет. Только Христос имеет всё.

Когда человек наполняется Божией благодатью, то он становится другим. Его душа, так сказать, танцует от радости! Я научился хвастаться не своими достижениями, а Божией благодатью, которая настойчиво и очевидно хочет привлечь меня к Себе через все то, что Он явил в моей жизни с тех пор, как я в юном возрасте приехал на Афон. Но меня всегда мучает одно и то же чувство, что я не смог жить во Христе. Как я отстал от Него! Как я еще далек от Него!

Молитва

Обо всем том, что Господь дает мне, моя душа сильно осуждает меня. Чувствую в себе страх. Я размышляю над тем, что говорит Священное Писание: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Я размышляю об этом, но не теряю надежды. Я предаю себя Божией любви и Его состраданию, повторяя золотые слова святого Симеона Нового Богослова из молитвы перед Святым Причастием: «Знаю, Спаситель, что никто, подобно мне, не согрешил против Тебя и не сделал того, что сделал я…».

Когда мы с верой и благоговением произносим золотые слова, написанные святыми отцами, то мы словно живем ими.

Из-за любви к вам я рассказываю о некоторых вещах, которые Господь открывает мне

Дети мои, я рассказываю вам о многих вещах, которые находятся глубоко во мне и являются моими внутренними проживаниями. Возможно, кто-то не поймет, почему я не скрываю своих проживаний, все то, что Бог открывает мне и о чем я так много говорю. Я открываю свой опыт из-за большой любви к вам, дети мои. Я делаю это для вашего духовного блага, чтобы вы тоже могли пойти по этому пути.

То, что я делаю, открываю вам то, что дал мне Господь, и это согласуется с апостольскими словами. Вот что говорит святой апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1: 11–12). «Преподать» означает, что если я что-то получил, то должен с любовью это преподать другим людям. Ты не думаешь о том, что у тебя есть что-то свое. То, что у тебя есть, принадлежит Богу, и ты передаешь это другим. Это и есть истинное смирение.

То, что у тебя есть, принадлежит Богу, и ты передаешь это другим. Это и есть истинное смирение

Святой апостол Павел делает это для того, чтобы укреплять христиан. Как при сильном ветре дерево сгибается, так и с человеком. Поэтому необходимо иметь опору, чтобы не согнуться и не искривиться.

Когда я вижу, что человек идет к пропасти, то я ничего не могу сделать. В известной степени показываю ему, но он не понимает меня. Я не должен грубо вмешиваться и ограничивать его свободу. Это совсем непростое дело.

Там, среди сосен, мы увидели Божие величие

Очень часто, по Божией милости, я вхожу в какое-то иное, духовное состояние. Мой голос меняется, а лицо погружается в атмосферу Божественного Света. Это случалось со мной не только на Афоне, но и в других местах. Я это испытал в селе Агоряни, на горе Парнас, в часовне Святой Троицы (этот случай произошел в 1972 году). В этом состоянии меня увидели две девушки: Василики К. и Панайота К., которые были со мной. Затем церковь вдохновила меня, это была часовня в пустынном месте. Позвольте мне рассказать вам, что там произошло.

Когда мы шли через лес на гору Парнас, то пришли к храму, который был посвящен Святой Троице. Мы вошли внутрь. Я направился к царским вратам. Две девушки остались ждать у входа в храм. С первого же мгновения я почувствовал воодушевление. Я увидел церковную жизнь. Своими духовными глазами я увидел священников, которые много лет назад служили Божественную литургию; я слышал молитвы святых людей, чувствовал излияние боли стольких страдальцев, а также видел Божественную литургию, которую служил один очень святой владыка…

Агнец

При этом я начал с воодушевлением петь по памяти каноны, тропари и другие церковные песнопения, а больше всего – величания в честь Святой Троицы. Я почувствовал невыразимую радость, мой голос стал неузнаваемым, словно были слышны голоса ста человек, очень сладкий, громкий, гармоничный, небесный, голос, «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (Откр. 19: 6). Я поднял руки, мое лицо начало сиять. Я был в духовном состоянии. Вдруг купол церкви слился с небесным сводом, а сосны с их ветвями стали своеобразными подсвечниками.

Две девушки стояли в трех метрах позади меня. Они пытались записать мой голос на магнитофон, но я увидел их и помешал это сделать, поскольку я привык оставаться в тени, то из-за чувства смирения не хотел, чтобы меня записали на диктофон.

На Патмосе я пережил событие Божественного Откровения

Однажды с господином Георгием и госпожой Кети П. мы отправились в паломничество в монастырь Святого Иоанна Богослова на остров Патмос. Было утро. Я почувствовал, как благодать святого Иоанна охватила меня. В пещере Откровения было много людей. Я боялся выразить свои духовные чувства. Если дам волю своим чувствам, то люди подумают, что я сумасшедший. Я сдерживал себя и поэтому вышел из храма. Нехорошо, чтобы другие видели проживания нашего духовного общения с Богом. Поэтому я попросил своих попутчиков, чтобы мы вышли из церкви. 

В другой раз день был тихим и спокойным. Мы были только втроем. В храме больше никого не было. Прежде чем войти, я подготовил их к тому, что должно было произойти. Я сказал им:

– Что бы вы ни увидели, не двигайтесь и ничего не говорите.

Мы вошли в храм благоговейно, тихо, молча, просто, смиренно. Мы стояли перед местом Божия Откровения. Мы втроем поклонились, я был посередине. Мы пали ниц. Произносили молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» почти пятнадцать минут. Я чувствовал пустоту. Никакого трепета. Ничего. Пустота в душе. Противник, диавол, понял это и хотел помешать мне.

Монастырь Святого Иоанна Богослова на остров Патмос

Будьте очень внимательны. Я не заставлял себя, не принуждал силой, чтобы это произошло. В духовных вещах мы не должны действовать силой. Я вышел из храма. Рассматривал цветы, словно хотел быть равнодушным к тому, что моя душа не приоткрывается. Некоторое время смотрел на море. Снова зашел в церковь, положил несколько углей в кадильницу, зажег их, положил ладан и начал кадить – и тогда мое сердце открылось. Затем пришла Божия благодать. Какое-то сияние окутало мое лицо. Я был воодушевлен, а точнее говоря, я был в Боге. Поднял руки и начал плакать. Слезы постоянно текли из моих глаз. В какой-то момент я упал на пол. Как потом рассказывали мои попутчики, я оставался в таком положении двадцать минут…

Это чудо, которое я пережил на Патмосе, является великой тайной. Я рассказал вам это для того, чтобы вы научились добровольно отдавать себя в Божии руки, тогда Он войдет в ваши души и подарит вам Свою благодать. Если лукавый ставит препятствия на вашем пути, презирайте его. Вы поняли меня? И я так и сделал. Я занимался чем-то другим, когда почувствовал, что что-то мне мешает. В этом есть большая глубина.

Мне кажется, что я не должен вам говорить об этом… Это тайны, и я не могу их объяснить. Единственное – все должно быть сделано просто, смиренно, добродушно. Когда ты хочешь и ждешь, чтобы соединиться с Господом, когда ты вынуждаешь Бога, Он не приходит. Господь приходит в тот день, когда ты не ожидаешь Его, и в тот час, которого не знаешь (см.: Мф. 24: 50). Это очень святой способ богопознания, но ты не можешь научиться ему извне. Он должен тайно войти в тебя, чтобы ты мог усвоить его по Божией благодати.

Источник: Московский Сретенский монастырь

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе