«Монастыри держат небо над Россией»: Что я поняла, прожив неделю в древней обители

Юлия Андриенко

   Почетная миссия — накрыть стол для братии. Юлия АНДРИЕНКО

Почетная миссия — накрыть стол для братии. Юлия АНДРИЕНКО

— Через 200 метров поверните направо, а затем следуйте прямо, — звучит вежливый голос навигатора в машине отца Павла.

— Алиса, спаси Господи, — благодарит он робота, усмехаясь в бороду, и продолжает: — А ты крещеная, кстати?

— Я не имею права отвечать на такие вопросы, — обижается навигатор, а мы в машине покатываемся со смеху.

Уже неделю я живу в Старой Ладоге при Никольском мужском монастыре, и мои представления о монастырской жизни как о чем-то суровом, безрадостном и сером постепенно улетучиваются.

КУДА Я ПОПАЛА?!

Представлений, собственно, было немного. В первую очередь сцена из «Гардемаринов», где влюбленную девушку насильно отдают в монастырь, чтобы заполучить хорошие деньги, а старые монахини с лицемерной ласковостью говорят, что завтра постригут ее и с этого момента она станет невестой Господа. Какой же священный ужас внушал этот эпизод. Ну и стереотипы о жизни в монастыре, которые бывают только у неофитов, приправленные скабрезными анекдотами и байками.

— Ухожу в монастырь, — сказала я коллегам и добавила после паузы: — В мужской.

   В монастыре всегда тянуло побродить там, куда без благословения нельзя. Настоящее искушение! Юлия АНДРИЕНКО

В монастыре всегда тянуло побродить там, куда без благословения нельзя. Настоящее искушение! Юлия АНДРИЕНКО

Пожить в Старой Ладоге меня давно звал настоятель Никольского мужского монастыря отец Филарет. Мы познакомились с ним в Донецке — ходили по вздрагивающей от взрывов больнице, и он рассказывал о Рюрике, о первой столице государства Российского и северных дивных краях.

Побросала в чемодан вещи и оценила багаж взглядом: как, должно быть, меня осудят монахи, которые обходятся малым и не делают из одежды культа.

Какой-то час езды от Петербурга, и за окном проносятся смешные названия поселений — Шум, Сухое, Дусьево, Горгала, Кисельня, Ратница и даже Лужа с Трусово. То и дело попадаются желтые таблички, предупреждающие, что на дорогу могут выйти лоси. А тут же есть еще и медведи. В общем, места глухие, полные загадок и тайн.

И вот поздним вечером я стою у стен Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге.

«Что я буду тут делать целую неделю? Надеюсь, тут есть интернет… Интересно, а можно монахам интернет? Я ведь не монах, мне можно», — табун мыслей в голове проносится со скоростью света.

Старая Ладога помнит еще времена Рюрика, набеги шведов, а сам монастырь основан в память о победе Александра Невского.

При СССР тут были общежития, ремесленная школа и ремонтная база сельхозтехники. Обитель пережила революции и войны, ее разоряли иноверцы, да и свои государи не щадили, но всякий раз монастырь возрождался.

За воротами видны небольшой двор, монашеские кельи, трапезная, гостиница для паломников, здания в строительных лесах, храм с крылечком на столбах да колокольня, устремленная в небо.

   Хранители монастыря. Юлия АНДРИЕНКО

Хранители монастыря. Юлия АНДРИЕНКО

АЛИШЕР — АЛЕША

Стучусь в ворота, и мне открывает… мусульманин.

— Мы приготовили вам комнату на втором этаже. Пока что вы в ней одна, — улыбчивый узбек Алишер Абдулаев легко подхватывает мой чемодан.

Алишер — Алеша по-нашему — познакомился с настоятелем монастыря несколько лет назад.

   Алеша — Алишер. Юлия АНДРИЕНКО

Алеша — Алишер. Юлия АНДРИЕНКО

— Отец Филарет позвал меня в монастыр, — без мягкого знака, но почему-то делая слова без него еще мягче, рассказывает Алишер. — Так я тут и оказался: воды принести, продукты купить, помочь в кафе для паломников, хозяйственные вопросы — все на мне. Уезжаю к семье в отпуск и снова возвращаюсь. Все стало родным, разве что солнца порой не хватает.

— У вас семья религиозная. А они не против, что вы ушли работать в православный монастырь? — интересуюсь.

— Нет! Мы уважаем вашу религию. У меня от звона колоколов иногда даже мурашки по телу. И главное, тут никто не заставляет меня отрекаться от веры. Да и не важно, кто ты — мусульманин или православный, главное — оставаться человеком. Это бесам выгодно, чтобы мы враждовали, — по-восточному быстро закипает Алишер.

На лестничной клетке замечаю портрет священника.

— Это бывший настоятель монастыря? — с видом умника говорю своему провожатому.

— Это же наш патриарх! — Алишер так и сказал «наш» и в изумлении, но без осуждения уставился на меня.

Вот тебе и мусульманин!

Я что-то мямлю про плохое зрение, а сама чуть не сгораю от стыда.

КЕЛЬИ С УДОБСТВАМИ

Покои, которые мне отвели, так не похожи на все, что я представляла. Это вовсе не узкая келья с побеленными стенами, жестким топчаном и светом от лампадки, а комната с аккуратными кроватками, стол со скатертью, светильники, делающие ее особенно уютной, а на стенах — иконы.

   Вот такие вполне уютные комнаты в монастырской гостинице. Юлия АНДРИЕНКО

Вот такие вполне уютные комнаты в монастырской гостинице. Юлия АНДРИЕНКО

— Сегодня так и представляют, что мы спим на деревянных кроватях в холодных кельях и моемся в реке, — будто читает мои мысли настоятель монастыря. — Условия у нас вполне приемлемые. Душ и туалет в коридоре — они общие. А вот братия живет в отдельном корпусе, и туда не только женщинам нельзя, но и посторонним мужчинам. Трудники живут по двое-трое в комнате, так легче разглядеть слабости друг друга. Это ж монастырь, тут скрыть пороки сложно.

Люди здесь делятся на несколько типов.

Есть паломники — кто устал от мирской жизни, хочет посетить святые места. Следующая ступень — трудники — кто готов еще и потрудиться на благо монастыря. Только после этого можно стать иноком, следом — послушником и уже потом принять постриг в монашество.

— Вы поздно приехали, мы для вас накроем отдельно, — приглашают меня в трапезную, — завтрака у нас не бывает, обед — в 12.00, ужин — в 19.00 и лучше без опозданий.

Угощают рассыпчатой горячей картошечкой с жареной рыбой, салатом из помидоров и пирожками с капустой, на десерт — черешня с родины Алишера. Предупреждают, что мяса в монастыре не бывает. А еще предлагают продегустировать медовуху и квас, все монастырского производства.

— Делаем для туристов. Там немного градусов, можете пить смело, будете крепче спать, — говорит мне помощница настоятеля Елена Михайловна. Она из местных, помогает настоятелю, но живет в селе.

Еще одна наемная работница, Светлана, каждое утро садится за весла, чтобы добраться с другого берега реки Волхов, зимой приходит по льду. Она работает в трапезной.

А есть и те, кто уже много лет живет при монастыре, например, Юля из Луганска. Она уехала оттуда задолго до войны, живет в монастырской гостинице и работает в кафе для паломников.

— А разве можно жить и работать женщинам в мужском монастыре? — осмелела я после медовухи.

— Вполне, как паломницам. Как и мужчинам в женском. Там они выполняют то, что сестрам не под силу — рубят дрова, ремонтируют электрику, носят воду. У нас женщины ухаживают за цветами, готовят еду. Избегать соблазнов и хранить обеты нам помогают вера в Бога и неустанный труд, который способен преображать монаха, — объясняет отец Филарет.

   Кости монахов, найденные в Никольском монастыре, будут храниться в отдельной костнице при храме. По сути, тут все стоит на костях — Ладога основана в середине VIII века. Юлия АНДРИЕНКО

Кости монахов, найденные в Никольском монастыре, будут храниться в отдельной костнице при храме. По сути, тут все стоит на костях — Ладога основана в середине VIII века. Юлия АНДРИЕНКО

— А можно мне тоже завтра какое-то послушание? Например, в трапезной поработать? — прошу я, хотя терпеть не могу готовку.

— Тут нет такого «хочу это или то», что настоятель благословит, то и выполняем, и спорить нельзя, — поучает меня Елена Михайловна.

— Для начала — утренняя служба, а затем можете в трапезной помочь, там руки всегда нужны, — назначает мне послушание отец Филарет.

ПРИЗРАКИ — ШАРАМЫГИ

Уже перед сном сквозь шум дождя и раскаты грома вдруг слышу безумный сатанинский хохот, от которого сердце мое подпрыгивает к горлу. В тенях за окном мерещатся какие-то зловещие призраки. Нахожу на стене икону с неизвестным мне святым и истово молюсь. Ночью вижу сон про монаха в капюшоне, который крадется в темноте, его тень на белоснежных стенах монастыря кажется огромной, а потом он закидывает голову и хохочет, обнажив клыки.

— Это чайка-хохотун, мы их прозвали шарамыгами за их наглость и попрошайничество, — смеется утром над моими страхами отец Филарет. — Как-то у нас гостил владыка, смотрю, он ранним утром насупленный по двору ходит. «Всю ночь ваша птица мне спать не давала! На рассвете взял хлеб и пошел заключать перемирие», — говорит мне.

   Отец Филарет показывает, как консервируют старинные постройки монастыря перед их восстановлением. Юлия АНДРИЕНКО

Отец Филарет показывает, как консервируют старинные постройки монастыря перед их восстановлением. Юлия АНДРИЕНКО

В селах обычно люди просыпаются с петухами, а в Старой Ладоге — с криками чаек.

ЖИВУТ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Утренняя служба начинается ровно в 8.00. И это вполне сносно, знаю, что на Валааме она — в шесть утра.

— У меня братия уже немолодая, стараюсь беречь их, поэтому не бужу рано, — пояснил отец Филарет.

В первый день молебен казался невыносимо долгим, слова молитв непонятными и пугающими, а все вокруг — лишенным смысла. «Зачем? Стоим, время тратим, повторяем одно и то же, когда столько дел полезных можно сделать», — мысли мои были далеки от общения с Богом и метались где-то вместе с чайками-шарамыгами.

   Отец Филарет угостил земляникой. Юлия АНДРИЕНКО

Отец Филарет угостил земляникой. Юлия АНДРИЕНКО

Но уже на третий день я почувствовала, как обидно опоздать, каким родным кажется лик Николая Чудотворца, а слова молитв потом звучат в голове весь день, как раньше западал мотив какой-то песни.

«Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Слава тебе Боже!» — напеваю мысленно я, направляясь в трапезную. Нужно готовить обед. Как назло, случилась авария и нет воды.

— Трубы в Ладоге старые. Это наша головная боль. Уже несколько лет бьемся с этой бедой. Я и Богу молюсь об этом, — отец Филарет качает головой.

Монастырь, кстати, живет исключительно на пожертвования, а ведь нужно оплатить работу сотрудников, коммунальные услуги, свет, газ, воду и еще ремонтировать разные поломки… Поэтому так сильна конкуренция за туриста. А ведь святые места в Старой Ладоге — на каждом шагу. Только монастырей — два. А сколько еще храмов и часовен!

   Закаты в Ладоге совершенно невероятные. Юлия АНДРИЕНКО

Закаты в Ладоге совершенно невероятные. Юлия АНДРИЕНКО

НЕ БОЛТАТЬ!

Мне поручают накрыть стол для братии — почетная миссия.

На кухне все работают в полной тишине — кто картошку чистит, кто салат режет. Стоило мне разговориться с волонтером из Петербурга, как из кухни выглядывает недовольное лицо: «Тишина! Творите Иисусову молитву!»

   Звонят к обедне. Юлия АНДРИЕНКО

Звонят к обедне. Юлия АНДРИЕНКО

Кстати, это было единственное замечание за все время, и произнес его приходящий работник монастыря, а вот монахи отличились дружелюбием и гостеприимством. Отец Серафим мне даже удочку свою дал, когда я рассказала об интересе к рыбалке. Вот только рыбачить долго не получилось, ровно в 21.00 вратарь (да-да!) запирает монастырь.

   Ни у кого не поднялась рука прогнать уснувшего котика. Юлия АНДРИЕНКО

Ни у кого не поднялась рука прогнать уснувшего котика. Юлия АНДРИЕНКО

Не принято беседовать и за столом — лишь краткая молитва Господу, после которой братия садится, а дежурный читает жития святых. Пища простая, но очень вкусная, и после обеда глаза так и закрываются.

   Монастырские гостинцы. Юлия АНДРИЕНКО

Монастырские гостинцы. Юлия АНДРИЕНКО

— Это что! Мы как-то в женском монастыре обедали. У них на выбор — борщ, суп с грибами, щи, окрошка. Несколько видов второго. А еще соленья всякие. На наше изумление игуменья только ответила: «Должно же быть и у нас какое-то утешение, кроме молитвы Господу», — рассказывают мне местные женщины.

А искушения в монастыре на каждом шагу — всегда хотелось побродить там, где нельзя, забраться туда, куда не разрешают, представить, каково было тут несколько веков назад, что чувствовала жена Петра I, которую он отдал в монастырь, чтобы предаться любви с Анной Монс.

Интернет, о котором я так мечтала в первый день, тут еле дышит. А может, это даже и хорошо — ничто мирское не смущает и не отвлекает от главного.

   Туристы полны впечатлений — увидели старейший монастырь, побывали в его музее, отведали окрошки и кваса. Юлия АНДРИЕНКО

Туристы полны впечатлений — увидели старейший монастырь, побывали в его музее, отведали окрошки и кваса. Юлия АНДРИЕНКО

Убеждаюсь, что кто рано встает, тому и правда Бог дает — воды в кранах на втором этаже к 8.00 уже нет, а если встать в шесть утра, то вполне можно принять душ не из ковшика.

   Котики при монастырях - вальяжные и спокойные, будто познавшие дзен. А вот собакам сюда нельзя. Юлия АНДРИЕНКО

Котики при монастырях — вальяжные и спокойные, будто познавшие дзен. А вот собакам сюда нельзя. Юлия АНДРИЕНКО

КСТАТИ

Держат небо над Россией

Для многих работа в монастыре — лучший отдых.

— Это сложно объяснить не воцерковленному человеку, но в монастырь меня тянет. Всю неделю работаю в администрации района, а затем еду сюда и получаю заряд энергии на всю неделю, — рассказывает Елена из Ленинградской области. Она добирается сюда на электричке, потом на автобусе, да еще и с рассадой в руках. — Высаживаю цветы, поливаю, вожусь тут до ночи, благо они еще белые стоят, утром хожу на службы. Душа поет.

   Никольскому монастырю уже 783 года. Юлия АНДРИЕНКО

Никольскому монастырю уже 783 года. Юлия АНДРИЕНКО

И все же мне не дает покоя один вопрос: неужели монахи никогда не жалели, что ушли в монастырь?

— В монастырь не уходят, а приходят, — осек меня отец Филарет. — Я уже в 12 лет чувствовал свое предназначение, говорил с Богом, в 13 — крестился. Это были 90-е. Постриг принял в 19 лет. Сейчас такое уже редко бывает — обычно в монастырь приходят зрелые люди. А тогда отец только сказал: «Неужели я никогда не возьму на руки твоих детей?» Но потом родные приняли мой выбор. Так скажу: если сердце России — в Кремле, то душа — в монастырях.

Сердце России — в Кремле, душа — в православных монастырях. Юлия АНДРИЕНКО

Жить в послушании — не мое. Это я поняла тут, в монастыре. Но за эту неделю что-то смягчилось в сердце. И как будто пришло осознание: своей молитвой братия в сотнях наших православных монастырей будто держит небо над Россией. Жить без этой силы не получится.

   Монастырский чай из десятка трав. Юлия АНДРИЕНКО

Монастырский чай из десятка трав. Юлия АНДРИЕНКО

А когда приходит время уезжать и к моему чемодану добавляется внушительная сумка с монастырскими вкусностями, я понимаю, что неделя — это очень мало, чтобы познать эту удивительную, так непохожую на нашу жизнь.

Источник: КП.РУ

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.