Евангелие говорит, что однажды римский император Август повелел посчитать количество подданных в Римской империи.  Распоряжение касалось и жителей Иудеи.  Для этого каждому иудею нужно было приехать в город, где когда-то жили его предки, и записаться в особые списки. Дева Мария и праведный Иосиф должны были приехать из Назарета в город Вифлеем. В этом городе собралось тогда так много людей, что все места для ночлега были заняты. Пришлось Святому семейству поселиться в пещере, где было стойло для овец. Именно там и родился наш Спаситель Иисус Христос. Эта жертвенное смирение Бога было ради всех людей, живущих на земле.

О Рождестве Господа почти никто не узнал. Только пастухи, которые сторожили свое стадо поблизости и там услышали добрую весть от Ангела. С великой радостью они пришли поклониться Младенцу – Христу.

Позже пришли восточные мудрецы из Вавилона, которые были потомками древних учеников, бывших некогда под начальством пророка Божия Даниила.  О родившемся Царе мира они узнали через рождение на небе так называемой Вифлеемской звезды. Звезда была необычная. Она вела мудрецов издалека и остановилась над пещерой, где в яслях лежал родившийся младенец Христос. Волхвы поднесли Святому семейству подарки: золото, ладан, смирну, поклонившись младенцу Христу как Богу. Поэтому православные и называют Родившегося младенца Богочеловеком, Он есть истинный Бог и истинный Человек. И в богослужебных песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода первым Крестом. Сын Божий, воплотившись, принимает человеческое естество, принимает образ «раба».

Предание сохранило имена трех волхвов – Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Волхвы, несомненно, отличались высокими нравственными качествами, и в силу пророческих знаний, они воодушевились верою в Спасителя мира Миссию – Помазанника Божия.

Пророк Даниил жил за четыреста лет до этих, описываемых в Евангелии событий, и вот это знание передавалось из поколения в поколение пока не открылось оно так ясно через явление звезды на небе и рождение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Дата празднования рождества Христова не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 века, чему первое свидетельство обнаруживается в так называемом «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336 году). Рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды».

В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 века, в других — вплоть до 6 века. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).

В 4 веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте Вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 века — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.

Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Этот календарь реформировал старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

В юлианском календаре годы бывают високосные и не високосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Древнерусское летоисчисление, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода позже византийского, называется мартовским, а то, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые типы летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Точность юлианского календаря такова: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например, в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на другой календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем.

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Русская, Иерусалимская, Македонская, Сербская, Грузинская.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники, а также ряд древневосточных церквей, в том числе в Эфиопии.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все года, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века.

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцов, неделя отцов, особая суббота перед Рождеством, предпразднество и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднеством и святками.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

4 Поместных Патриархата — Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Споры о том, какого стиля надо придерживаться Русской Православной Церкви, должны умолкнуть, если мы вспомним о тех чудесах, которые совершаются только в Православной Церкви и только по Юлианскому календарю. А именно снисхождение благодатного огня в Великую субботу. Явление облака в день Преображения Господня 19 августа.

Архимандрит Нектарий Головкин.