Божественная Литургия — объяснение смысла, значения и содержания

ДЛЯ МИРЯН

   АРХИМАНДРИТ НЕКТАРИЙ (ГОЛОВКИН)
АРХИМАНДРИТ НЕКТАРИЙ (ГОЛОВКИН)

От автора

Каждому христианину необходимо знать краткое объяснение смысла, значения и содержания Божественной Литургии. Думается, что в первое время своего воцерковления вам будет полезно держать в руках эту маленькую книгу и следуя за службой читать текст с разъяснением Литургии.Смысл жизни не в наслаждении земными благами, а в святости. Главным источником святости является Литургия.Ведь именно на Литургии мы таинственным и чудесным образом через причастие Тела и Крови приобщаемся и становимся как бы единым телом с Спасителем нашим Господом Иисусом Христом.На Литургии люди входят в таинственное общение с Богом и как бы переселяются на небо. Здесь люди вместе с ангелами объединяются как бы в один хор, чтобы благодарить Творца неба и земли за Его великие милости. На Литургии происходит таинственное обновление человеческой души, когда она сбрасывает с себя бремя житейских забот и суеты, вдыхает небесный воздух, вся наполняется горним светом, получает радость и духовную силу. Литургия — источник духовной жизни, ею крепнет и созидается Церковь Христова.

 Вступление

Мы собираемся в храме для того, чтобы совершать общую молитву, потому что слово «Литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело».Каждое молитвословие и каждое действие в храме во время богослужения имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всех присутствующих, и священнослужитель совершает их от лица всех.  Смысл нашего присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии — благодарение, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом.

Для многих прихожан проблема заключается в том, что служба многим непонятна, и чтобы эту проблему разрешить, мы предлагаем текст, который вы держите в руках. Божественная Литургия будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий.

Проскомидия

Проскомидия

Перед Литургией читаются Часы, которые являются частью суточного круга богослужения, в это время в алтаре священником совершается Проскомидия (в пер. с греч. приношение), во время которой из предложенных просфор изымается часть хлеба (символизирующая собой Агнца Божия, т.е. Христа), а также —  частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, святых и живых и умерших православных христиан, за которых были поданы поминовения. Все это полагается на дискосе и символизирует собой Церковь Христову – небесную и земную. В Чашу вливается вино, соединенное с водой, в память о том, что из ребра Господа, после его прободения копьем на Кресте, потекла кровь и вода. После этого предложенные дары покрываются специальными платами (покровцами и воздухом) и священник читает молитву предложения, в которой просит благословить и принять предложение в Пренебесный Жертвенник, помянуть «принесших и ихже ради принесоша» (т.е.   тех, кто подавал поминовение и за кого) и сохраниться нам неосужденными при священнодействии.Таким образом, завершается проскомидия. После часов наступает время Литургии оглашенных.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных

 В предначинательных молитвах перед Литургией священник читает молитву о призвании Святого Духа «Царю Небесный», и когда служба совершается с диаконом, то он, испрашивая благословения у предстоятеля, говорит: «Время сотворитиГосподеви, Владыко, благослови». Т.е. наступает время Литургии, время, когда будет действовать Сам Господь, а мы будем лишь Его соработниками.

Божественная Литургия начинается торжественным возгласом:«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», на что хор отвечает «Аминь», что значит да будет так. Всякое ответствование клироса, выражающиеся в произнесении слова «Аминь» — есть выражения согласия и принятия народом Божиим, т.е. всеми верными христианами, всего, что совершается в Церкви.

Далее следует великая или «мирная» ектенья, которая начинается со слов «Миром Господу помолимся», «миром», значит «в мире», т.е. мирном состоянии духа и примиренности с окружающими. Нельзя приносить жертву Богу, находясь в озлобленном состоянии. Произносятся прошения, и мы вместе с клиросом отвечаем на них «Господи, помилуй».

Великая ектения

Диакон: Миром (с умиротворенным настроением) Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (Хор повторяет эти слова на каждом прошении ектении).

О свышнем мире (небесном мире) и спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра (спокойствии во всем мире), о благостоянии (благополучии) святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся.

(Здесь вставляются прошения о духовных и гражданских властях).

О граде сем (об этом городе), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

О благорастворении воздухов (благоприятной погоде), о изобилии плодов земных и временех мирных (о мирных днях) Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих (болящих), страждущих (страдающих), плененных и о спасении их Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше (молитвенно упомянув) сами себе и друг друга (себя и других) и весь живот (всю жизнь наш) Христу Богу предадим (посвятим Богу).

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко (потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно (теперь и всегда), и во веки веков.

Хор: Аминь.

 Послевеликой ектеньи читается молитва, в которой священник просит у Господа, чтобы Он «воззрел на этот святой храм и подал нам и молящимся с нами неистощимые милости». Далее следуют пения антифонов. Антифонами называются целые псалмы или стихи из них, которые поются попеременно правым и левым хором. Не везде, конечно, есть возможность следовать этой традиции. Основное содержание антифонов – прославление Бога и Его вечного Царства. Первоначально они не входили в состав Литургии, а пелись народом по пути к храму. Во время пения антифонов священник читает молитву в которой просит у Бога «спаси народ Твой и благослови наследие Твое, в полноте Церковь Твою сохрани… и не оставь нас, надеющихся на Тебя».

Далее произносится т.н. «малая» ектенья «паки и паки, миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» отвечает хор, а вместе с ним и все мы.

После чего следует пение второго антифона «Хвали душе моя Господа» и песнь «Единородный Сыне», в которой выражается православное учение о Христе: в Нем соединены две природы – божественная и человеческая, причем обе они присутствуют в Нем во всей своей полноте: Бог, воплотившись, не перестал быть Богом, и человек, соединившись с Богом, остался человеком. В это время священником читается молитва, где он молится «…Сам и ныне прошение чад Своих на пользу исполни: подай нам в нынешнем веке познание Твоей Истины, а в будущем – Жизнь вечную даруй».

Далее опять следует «малая» ектенья, после которой пение третьего антифона, т.н. «блаженны», т.е. заповеди блаженства данные Господом, во время которого совершается малый вход. Священнослужители износят Святое Евангелие из алтаря с чтением молитвы «…соделай со входом нашим вход святых ангелов, вместе с нами служащих и прославляющих Твою благость».

Малый вход с Евангелием

Священник благословляет святой вход словами «Благословен вход святых твоих», затем следует возглас «Премудрость, прости!». «Прости» – значит, станем прямо, благоговейно. Малый вход символизирует явление Церкви, которая совместно с ангельскими силами воздает Богу непрестанное славословие.   Но раньше принесение Евангелия имело и чисто практический характер, потому как хранилось оно не на престоле, а в отдельном месте, и в этот момент приносилось в храм для того, чтобы быть прочитанным.

Хор поет «Придите, поклонимся и припадем ко Христу!», после чего следует пение тропарей и кондаков, полагающихся на этот день. Во время пения священником читается молитва Трисвятого пения, которая находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, и в ней говорится о сослужении со священником и самих Небесных Сил «Боже святой, во святых почивающий, Которого Трисвятой песнью серафимы воспевают, и херувимы прославляют…Сам, Владыка, прими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас по благости Твоей, прости нам все вольные и невольные согрешения…».

После этого следует возглас «Господи, спаси благочестивыя…», который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовали цари. И сразу следует пение Трисвятого: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас». Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна (в пер. с греч. предлежащий). Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле, называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна.

После этого чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме. Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, т.е. после чтения Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского происхождения и буквально означает «хвалите Яхве» (Яхве, или Сущий – имя Божие открытое в Ветхом Завете).

Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердцах наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную…».

Сразу после чтения Евангелия полагается т.н. сугубая ектенья, во время которой мы молимся о Предстоятеле нашей Церкви Святейшем Патриархе, правящем Архиерее, богохранимой стране, народе и воинстве, о всех предстоящих и молящихся, делающих доброе для святого храма сего, поющих и предстоящих людях ожидающих великой милости от Господа. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Вовремясугубой ектеньи священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости» Своей. Также служащее духовенство раскрывает святой антиминс (буквально – вместопрестолие), плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва.

В будние дни после сугубой ектеньи полагается ектенья заупокойная, (в праздничные дни она не положена).  Не будем забывать, что поминовение усопших совершается всегда за проскомидией, и после освящения Святых Даров, в том месте, о котором еще будет сказано.

Далее произносится ектенья об оглашенных, которая напоминает нам о том, что в Древней Церкви Крещение совершалось только после длительного научения (оглашения) и готовящиеся к этому великому таинству именовались оглашенными. Им разрешалось присутствовать за богослужением до определенного момента. После произнесения этой ектеньи всем готовящимся ко Крещению надлежало покинуть богослужение. В последние времена, оглашенные практически отсутствуют, но ектенья сохранилась, возможно, что она станет залогом того, что древняя огласительная практика в нашей Церкви будет возрождена. Во время этой ектеньи священник молится, чтобы Господь «удостоил их (т.е. оглашенных) вовремя благоприятное бани пакибытия (т.е. Крещения) … соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью и сопричел их ко избранному Своему стаду…».

Литургия верных

Литургия верных

По окончании ектеньи возглашается «Елицы (т.е. все те, кто) оглашеннии, изыдите…», а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается Литургия верных, на которой могут присутствовать только члены Церкви, т.е. православные христиане.

Во время произнесения ектений в алтаре читаются две молитвы верных, в которых священник от лица всех собравшихся просит Господа принять «…молитву нашу, соделать нас достойными приносить Ему молитвы, и моления, и жертвы бескровные за весь народ Его…», даровать «всем молящимся с нами преуспевания в жизни и вере и разумении духовном» и «неповинно и неосужденно причащаться святым Его Таинствам и небесного Его Царствия удостоится». По окончании чтении второй молитвы следует возглас «Яко да под державою Твоею (дабы мы под властью Твоею) всегда хранимые, Тебе славу воссылали, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После двоекратного «Аминь» хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимской священник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам – приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…». Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, т.е. перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник (если отсутствует диакон) совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом.

Великий вход

Совершив каждение, предстоятель воздымает вверх руки со словами «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Перенесение Даров и поставление их на престоле выражается в терминах жертвы, но опять-таки, нашей жертвы, жертвы хвалы, которую мы просим принять “из рук нас, грешных…”. В том случае, когда Литургия совершается без диакона предстоятель берет дискос и Чашу и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом с произнесением тропарей Великой Пятницы.

Евхаристический канон

Освящение святых даров

Совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к кульминационному моменту богослужения – Евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престолначинается просительная ектенья. Звучит прошение «Исполним (т.е. восполним) нашу молитву Господу», и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим», мы отвечаем словами «Подай, Господи», и именно поэтому ектенья именуется просительной. Эта ектенья развивает прошения в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. Во время ее произнесения читается молитва приношения. Это последняя молитва перед самой анафорой (т.е. евхаристическим каноном) обращает на себя внимание призыванием Святого Духа на Дары и на народ: «…удостой нас обрести благоволение в очах Твоих, чтобы благоприятной Тебе была жертва наша, и чтобы почил благой Дух благодати Твоей – на нас, и на этих предлежащих дарах и на всем народе Твоем…».

После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси…» священник преподает «мир всем». Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать» и хор продолжает «Отца и Сына, и Святого Духа – Троицу Единосущная и Нераздельную». В древности в этот момент совершалось т.н. целование мира, когда верные преподавали друг другу лобзание мира во Христе: мужчины мужчинам, женщины женщинам. Можно предположить, что исчезновение этого действия было связано с ростом Церкви, с появлением многолюдных собраний в храмах, где никто не знает друг друга и где эти действия были бы простой формальностью. Сегодня этот обычай сохранился только среди священнослужителей, когда один другого приветствует словами «Христос посреди нас» на что следует ответ «и есть и будет».

Это действие символически обозначает полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинстве Евхаристии. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24), прямо предписывает примириться сначала с братом, а потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение должно означать еще и полное единомыслие, полное духовное единение. Поэтому сразу непосредственно после целования мира возглашается Символ веры (принятый на I Вселенском соборе в Никее и дополненный на II Вселенском соборе в Константинополе), как мерило догматической истины христиан. Евхаристическое приношение может быть только едиными усты и единымсердцем, в единой вере, в согласии догматов, в одинаковом взгляде на основные вопросы веры и спасения.

После возгласа «Двери, двери, премудростиювонмем (т.е. будем внимать)» всем народом Божиим поется Символ веры, как выражение догматического единства Церкви. Возглас «двери, двери» в древности был знаком для   дьяконов, которые стояли при дверях для того, чтобы во время совершения евхаристических молитв никто не выходил и не входил в собрание верных.

Ве’рую во еди’нагоБо’га Отца’, Вседержи’теля, Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.

И во еди’нагоГо’сподаИису’са Христа’, Сы’наБо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннагопре’жде всех век; Све’та от Све’та, Бо’гаи’стинна от Бо’гаи’стинна, рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.

Нас ра’дичелове’к и на’шегора’диспасе’ниясше’дшаго с небе’с и воплоти’вшагося от Ду’хаСвя’та и Мари’иДе’вы, и вочелове’чшася.

Распя’таго же за ны при Понти’йстемПила’те, и страда’вша, и погребе’нна.

И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием.

И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’.

И па’кигряду’щаго со сла’воюсуди’тиживы’м и ме’ртвым, Его’жеЦа’рствию не бу’дет конца’.

И в Ду’хаСвята’го, Го’сподаживотворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго, И’же со Отце’м и Сы’номспокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшагопроро’ки.

Во еди’нуСвяту’ю, Собо’рную и Апо’стольскуюЦе’рковь.

Испове’дуюеди’нокреще’ние во оставле’ниегрехо’в.

Ча’ювоскресе’нияме’ртвых, и жи’знибу’дущагове’ка. Ами’нь.

По окончании пения Символа веры начинается Евхаристический канон или молитвы анафоры (от греч. возношение), которые являются кульминационной частью Литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем с вниманием) святое возношение в мире приносить –» и хор продолжает «милость, мир и жертву хвалы». Священник обратясь лицом к народу возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх) сердца», хор отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!». И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». В это время предстоятель совершает молитву благодарения, в которой он возносит Богу хвалу за все Его благодеяния явленные и неявленные нам, за то что Он нас привел из небытия в бытие и после падения восстановил снова, за службу которая совершается, несмотря на то, что Ему предстоят тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие на крыльях, которые (возглашает священник) «победную песнь воспевая, восклицая, возглашая и говоря» (продолжает хор) «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф; полны небо и земля Славы Твоей! Осанна (т.е. спасение) в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». И священник продолжает «с этими блаженными Силами и мы, человеколюбивый Владыка, восклицаем…» после чего предстоятель в молитве воспоминает событие, когда Господь наш Иисус Христос установил таинство Святой Евхаристии «взяв хлеб в Свои святые и непорочные, и безгрешные   руки, возблагодарив   и благословим, освятив» и сказав своим ученикам и апостолам «Примите, ядите, это – Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов», хор и мы вместе с ним «Аминь!». Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря: (вслух) Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». Хор продолжает отвечать «Аминь!», священник «Итак, воспоминая эту Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, по правую руку (от Отца) сидение, и еще второе и славное Его пришествие, (вознося Дары) «Твоя от Твоих, Тебе приносящее о всех и за вся». И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!» (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары «и просим, и молим, и мили сядеем (т.е. припадаем): ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары,».

Согласно русской традиции в это время полагается чтение тропаря третьего часа «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа», многие ошибочно полагают, что этот тропарь как раз и является молитвой призвания Святого Духа на Дары. Для того, чтобы не разрывать целостность этой молитвы, он будет прочитан сразу после слов «и Тебе молимся, Боже наш!».

Молитва эпиклесиса (т.е. молитва о призвании Святого Духа) продолжается неразрывно словами «И сотвори убо хлеб сей – честным Телом Христа Твоего» (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего» (священник благословляет Чашу), «преложивДухом Твоим Святым» (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами.

Восстав, предстоятель совершает ходайственные молитвы о том, чтобы все мы причащались для трезвения души и прощения грехов. Далее он молитвенно приносит словесную службу «о всяком дусе праведном в вере скончавшемся». И возглашает, совершая каждение престола, «Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно воспомянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.

После предстоятель возгласно поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять-таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, но времени на это очень мало, поэтому можно успеть молитвенно помянуть только самых близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и велеколепое имя, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», хор вместе с народом отвечает «Аминь!» и священник обратясь лицом ко всем верным возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами», хор отвечает «и со духом твоим». На этом евхаристический канон заканчивается и остается уже со всем немного времени до момента причащения духовенства и мирян. В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий   ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

 После Евхаристического канона

Совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Произноситсяпросительная ектенья, после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся». Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане   и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Далее прошение «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся», это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа – помолимся!», затем следуют обычные для просительной ектеньи прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. О значении этой молитвы и ектеньи пишет свт. Николай Кавасила, один из лучших толкователей Литургии: «Благодать действует в честных Дарах двояким образом: во-первых, тем, что Дары освящаются; во-вторых, тем, что благодать через них нас освящает. Поэтому действию благодати в Св. Дарах никакое человеческое зло не может воспрепятствовать, т.к. освящение их не есть действие человеческой добродетели. Второе же действие есть дело нашего старания, и поэтому ему может помешать наше нерадение. Благодать освящает нас через Дары, если находит нас достойными освящения; если же она находит неприготовленными, то она нам никакой пользы не приносит, а причиняет еще больший вред». Завершается ектенья прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, со дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить»: — и весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш…».

Отче Наш

Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый евхаристический характер. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…», после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о наших непосредственных нуждах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших». После того, как хор отвечает «Аминь», священник читает молитву перед раздроблением Святого Агнца, в которой просит Бога «преподать нам пречистоеТело Его, и честную Кровь, и через нас – всему народу Его».

Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)» и предстоятель, вознося Святой Агнец возглашает «Святая святым!». Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас. Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Предстоятель совершает раздробление Святого Агнца, со словами «Исполнение Духа Святого» влагает в Чашу частицу с надписанием «Иисус», частицей с надписанием «Христос» будет причащаться духовенство, а две оставшиеся с надписями: «НИ» и «КА» (т.е. победа), будут раздроблены для преподания всем, кто сегодня собирается причащаться. В Святую Чашу вливается ковшик с горячей водой, т.н. «теплоты», которая своим богословским истолкованием восходит к крестной смерти Спасителя, т.к. Кровь, которая истекла из Господа, была горячей.

Причастие мирян

Причастие мирян

Подошел сам момент, когда Чашу с Телом и Кровью Христовой износится из алтаря для причащения верных. Как говорилось в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина вТело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за Литургией. Последнюю часть Литургии потому и называют Литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной евхаристической молитве. Причащение за каждой Литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть, как в храме, в котором достаточное количество народу, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом и горе тем, кто вдруг осознает свое достоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви – покаянии и причащении прежде всего. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей.Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и заказать обедни, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом. Цель жизни православного христианина в том, чтобы достичь обожения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше обожение немыслимо без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно в этом и заключается наша церковная жизнь. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).   Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно. Помимо нашей постоянной таинственной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитвенном делании. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.

Каждый, кто собирается причаститься и соединится с Самим Христом подходят к святой Чаше. После причащения Чаша вносится в алтарь и святые частицы, которые вынимались за святых, живых и умерших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех воспоминавшихся здесь молитвами святых Твоих». Таким образом, все, за кого совершалось приношение, также соделывается Телом Христовым, и в этом высший смысл Евхаристии – единство небесной и земной Церкви.Совершив погружения частиц, священник возглашает: «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое!». Затем Святая Чаша переносится на жертвенник, со словами «Благословен Бог наш» (тихо) «Всегда ныне и присно и во веки веков!» (громко). Священник, произнося «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» поставляет Чашу на жертвенник. Хор, от лица всех причастившихся Святых Таин поет «Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо ты удостоил нас причащения святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Таинствам». После чего следует ектенья «Станем благоговейно! Причастившись божественным, святым, непорочным, бессмертным, небесным и животворящим, страшным Христовым Тайнам, достойно благодарим Господа!», после возглашается «С миром изыдем!» и младшим священнослужителем читается т.н. «заамвонная» молитва, в которой он просит «Господи… спаси народ Твой и благослови наследие Твое… Даруй Мир миру Твоему, церквам Твоим, священству, правителям нашим и всему народу Твоему…». Хор с народом отвечает «Аминь!», после чего преподается благословение всем верным словами «Благословение Господне на вас…». После чего предстоятель совершаетотпуст, т.е. конечную молитву Литургии, в которой воспоминается Божия Матерь, святые апостолы, святые храма и дня и святитель Иоанн Златоуст, чья Литургия сегодня совершается. После чего хор поет многолетие Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Правящему Архиерею. Таким образом, служба завершается.

Архимандрит Нектарий (Головкин)

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.