Ванечка

Николай Головкин

 Это  легенда, которую сложили жители воющего Донбасса. Она передается из уст в уста,  услышал я в одном из подмосковных храмов, где собирали гуманитарную помощь для Донбасса. Невольно прислушался к разговору двух женщин. Они складывали в коробки то, что принесли прихожане. Подошел, поздоровался.

 Что же это за легенда такая?  поинтересовался я.  Расскажите, пожалуйста.

И Вера с Надеждой – так звали женщин – поведали мне такую историю.

* * *

Война в Донбассе, увы, не обошла стороной и его святые обители. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, что в селе Никольское Волновахского района Донецкой Народной Республики, приютил беженцев из разных городов и сел Донбасса и ближайших регионов Украины. Среди беженцев было много раненых, стариков, детей. В марте 2022 года наши освободили село Никольское и монастырь, где в течение месяца и жители села, и беженцы укрывались от обстрелов.  И всего их было здесь, этих страдальцев, наверное, полтысячи. Обстрелы были ежедневно. По несколько часов в день.

Накануне престольного праздника был обстрелян главный храм Никольского монастыря

* * *

Два купола Успенского собора во время обстрелов повреждены. Снаряды дважды прошили верхушку собора насквозь. То, что купола не обрушились и не загорелись, в обители считают чудом. От Васильевского храма остались только стены. Кровли нет. Всё сожжено. Рядом – обгоревшая келья  основателя монастыря схиархимандрита Зосимы (Сокура), почившего два десятилетия назад и погребенного в часовне-усыпальнице близ Успенского собора. Возле кельи старца – и это тоже чудо! – уцелел памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

* * *

Когда обитель освободили, беженцев эвакуировали. Но не всех, а в первую очередь стариков и больных. Всех-то трудно было эвакуировать под обстрелами: ведь от укреплений ВСУ до Никольского  и монастыря было совсем близко. Продукты и вода в обители были. А вот хлеба  нет. Монастырская пекарня сгорела при обстреле.

Жителей в Никольском осталось немного. Рискуя жизнью, они приходят в монастырь за водой, продуктами, лекарствами. А эти-то нелюди постоянно обстреливают и саму обитель, и единственную дорогу в монастырь. Заложники у них в качестве «живого щита». В монастырь трудно доставить гуманитарную помощь, вывезти в безопасное место раненых и больных.

* * *

Обстрел обители начинался внезапно. Некоторые из беженцев не выходили из подвалов по многу дней. Те, кто решался выйти за водой, рисковали попасть под обстрел. Жертвы уже были. А сколько их еще может быть  Бог весть.

– Да они просто сатанисты,  говорят люди.

* * *

Но монастырь молится и жив. Святыню уничтожить невозможно. И монахи и монахини, и беженцы усердно молятся Матери Божией. Главный собор обители посвящен Успению Пресвятой Богородицы. И Она здесь  Святая Игумения. В Нижнем храме  собора службы  практически круглые сутки. 

* * *

Среди беженцев была и Василиса, женщина лет шестидесяти. До войны по благословению своего духовника она вела занятия в воскресной школе в небольшом донбасском городке. В первый же раз, когда она пошла в храм на службу, Василиса попала под обстрел, получила ранение  слава Богу, легкое. Теперь она тоже не выходила из подвала. И ежедневно усердно молилась Божией Матери и угодникам Божиим. А когда вновь пришла в храм, в исполнении сестринского хора услышала окончание духовного песнопения «Воспомянем о батюшке Зосиме»:

…Воспомянем о батюшке Зосиме,
Молитвенно попросим, преклонясь.
Он завещал нам быть со всеми в мире.
И обещал быть с нами в трудный час.

* * *

Никто из беженцев не знал, когда точно появился среди них этот мальчик лет 10-12, чей он, как его зовут. Но вот уже недели две он был вместе со всеми. Помогал каждому, чем мог. Подбадривал. Улыбался, шутил.

 Что-то мы тебя в Никольском никогда не видели,  говорили сельчане.  Может ты из Волновахи?

Мальчик молчал.

 И мы тоже,  говорили беженцы из Волновахи.
 Как тебя зовут?  поинтересовалась одна бабуля.
 Иоанн я. Зовите Ванечкой.

И это ласково-домашнее  «Ванечка»  еще больше расположило к нему  людей.

 Чей же ты: ни родителей, ни бабушки или дедушки рядом с тобой нет?
 Божий!  улыбался Ванечка.

* * *

Ванечка появлялся и уходил. Вновь появлялся и вновь уходил.

 Да не сон ли это?  говорили одни.

Уже который год шла война в Донбассе. Люди настрадались.

 Да какие сны сейчас?  говорили другие.  Всё, всё отняла у нас война. И сны тоже.
 Не Ангел ли это?  говорили третьи.
 Да нет, хлопец это, настоящий хлопец,  вступила в разговор бабушка, постель которой размещалась в самом дальнем углу.  На днях захотела чайку попить, а встать не могла.
 И что?  заинтересовались соседки.
 А то, что Ангелы  духи бесплотные, невидимые для наших глаз, и потому помощь их зачастую невидимая. Хлопчика этого, Ванечку, мы все видим каждый день. И на руку я его оперлась, теплую человеческую руку, и с помощью Ванечки подошла к столу, выпила чаю.

* * *

Ванечка и воду приносит пожилым людям, и иной раз положит прямо в ладошки просфору. Те, что пекли монахини и трудницы в своей пекарне, уже давно должны были закончиться. А эта, в ладошке,  словно только испеченная. И это не только радость и поддержка пожилому человеку. Это  настоящее чудо во время войны.

* * *

В июне 2022 года военнослужащие и спасатели Донецкой Народной Республики под огнем ВСУ смогли эвакуировать из монастыря стариков, монахинь и инвалидов. Дорога через войну была тяжелой. Но все в автобусе верили, что Победа близка. Ехали с Иисусовой молитвой. И вновь, как многих в монастыре, она спасала при обстрелах. И еще беженцы с теплотой вспоминали Ванечку.

* * *

И вот автобус, как Ноев ковчег в пучине войны, доставил их всех в безопасное место. Василиса, которая после долгих лет разлуки надеялась наконец увидеть дочь и внуков в Донецке, спросила:

 А где же наш Ванечка? Почему его нет с нами? Ведь Ванечка  вроде сирота? Почему он остался в монастыре?

Одна из монахинь сразу поняла, о ком идет речь.

 А Ванечка остался в монастыре других беженцев утешать и поддерживать.

Монахиня протянула Василисе иконку святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 Старец Зосима очень почитал и молился Кронштадтскому пастырю всю жизнь, и всех благословлял молиться.
 И я буду молитесь,  с благодарностью принимая иконку, промолвила Василиса.
 А ведь и у нашего дорогого батюшки Зосимы,  улыбнулась монахиня,  мирское имя Иоанн. Ваней, Ванечкой его звали до монашеского пострига.

И добавила:

 Ему мы тоже усердно молимся. Хотя и не прославлен он пока в лике святых. Молимся и поем в духовном песнопении:

… Он завещал нам быть со всеми в мире.

И обещал быть с нами в трудный час.

И тут только к Василисе пришло озарение:

– За обыкновенным мальчиком,  с радостью думала она, – скрывается великая духовная Реальность. Ванечка  это Зосима!  Молитвы становятся явью. Старцу Зосиме молятся.  Он сам к нам приходил!

* * *

Здесь, в монастыре, а теперь после беседы с монахиней Василиса, по-настоящему поверила в реальное присутствие в нашей жизни небесных молитвенников и заступников. Поверила, что благодаря им живет и побеждает Россия. Наше земное Отечество, которое  однажды князь Вяземский назвал «вечностью на земле».

 Приезжай к нам, сестра, в мирное время, обязательно приезжай!  сказала монахиня Василисе.

И повторила:

 Приезжай к нам, сестра!

* * *

Стоят посреди степи в далеком донбасском селе две обители: мужская и женская. Стоят как духовные крепости. Как осознанный вызов силам беспредела и зла. И сам Донбасс, и враги его прекрасно понимают цену этому самоотверженному вызову. Беженцы, Бог даст, приедут сюда в мирное время. Приедут в обитель старца, приедут к Ванечке. Ведь для всех них обитель батюшки Зосимы теперь как дом родной, а с его насельниками и насельницами, с которыми породнила война, они как одна семья. Приедут. Вспомнят вместе, что пережили. И вместе помолятся за любимый, настрадавшийся Донбасс.

* * *

Вот такую легенду передают из уст в уста жители воющего Донбасса. Я благодарен Вере и Надежде, которые поведали мне ее в одном из подмосковных храмов. А мысль о рассказе, полагаю, внушил мне сам старец Зосима, Ванечка. Когда я поделился этой историей со своим другом, он сказал:

 Спасибо, брат! Ванечка в этой истории такой реальный, совсем живой, в него веришь. И то, что он остался в монастыре утешать беженцев очень правильно: война не кончена, и без Ванечки не закончится.  Ванечка защищает Донбасс и Россию. А нам  новых Ванечек рожать.

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.