Подобрее, помягче…

В притворе моего прихода в рамке на стене висит следующая цитата преподобного Серафима Саровского. Ее я получил от моего архиепископа. Звучит она так: «Старайтесь быть добрыми и нежными. Избегайте даже намека на грубость в обращении друг с другом. С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Давайте так, чтобы ваше лицо светилось от радости и зажигало радость в сердце получающего. Всякое осуждение исходит от духов злобы. Никогда не осуждайте друг друга. Вместо того, чтобы осуждать других, стремитесь достичь внутреннего покоя. Молчите, воздерживайтесь от осуждения. Сие поднимет вас над смертельными стрелами клеветы, оскорблений и возмущения и защитит ваши светлые сердца от всякого зла». 

Меня постоянно озадачивает тот факт, отчего же люди часто бывают недобрыми и столь же часто немягкими и жестоковыйными по отношению к другим. Я не могу привести себя в качестве примера доброго отношения к людям. Мой грех всегда передо мной. Но тем не менее для меня это остается загадкой. Размышляя о том, как устроено человеческое сердце, я вижу, что многим из нас очень легко начать осуждать других. И, по моим наблюдениям, большинство людей, которые жестокосердны в своих суждениях о ближних, столь же суровы и жестки и в своих суждениях о себе. Как будто в нас живет большое эго, осуждающее все, что попадается на глаза. Конечно, это не приносит нам внутреннего покоя и лишает наше сердце сострадания.

Это особенно актуально и трудно для религиозных людей, поскольку наши ожидания от самих себя и от других – не что иное, как совершенство. Если вы православный и немного разбираетесь в канонах, то перед вами открываются совершенно новые перспективы на человека, где речь идет о достижении совершенства. Конечно, снижение ожиданий не является ответом на эту проблему. Некоторые опасаются, что не самый строгий подход, как к себе, так и к другим, может привести к безрассудной распущенности. Решением этой проблемы будет следующее: установить для себя правильные ожидания. 

Святой Серафим говорил так прежде всего потому, что знал Бога. Его увещевания не отличаются от увещеваний Христа, если только читатель Священного Писания не читает его с ожесточенным сердцем. Вопрос правильных ожиданий – это вопрос правильного прочтения Евангелия и вытекает из истинного познания Бога. Религиозное знание легко может заменить знание Бога, это совсем не одно и то же. Конфликт между Христом и фарисеями существовал с самого начала Его проповеди, и из этого мы видим, что сухое религиозное знание – это неправильное ожидание от других. Ожидание соответствия кого-либо религиозным нормам действительно может быть бесовским.

Доброта, мягкость даже к нашим врагам или к тем, кто нуждается в переменах в своей жизни, очень важны

Как мы помним, более оправданным перед Богом оказался мытарь, а не фарисей: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14). В Нагорной проповеди сказано: «Но вы любúте врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6: 35). Сострадание к другим и сочувствие к их недостаткам приблизят наше сердце к Богу.

В Священном Писании говорится: «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12: 21). И это остается лучшим советом на все времена. Доброта, мягкость даже к нашим врагам или к тем, кто нуждается в переменах в своей жизни, очень важны. 

Как правильно сказал преподобный Серафим: «Всякое осуждение исходит от духов злобы. Никогда не осуждайте друг друга».

Некоторое время назад некто написал мне о повторяющейся проблеме гнева в обращении со своими детьми. Мое предложение для него состояло в том, чтобы припасть к ногам дитяти и попросить у него прощения, как это делают православные на вечерне Прощеного воскресенья. Такой акт смирения со стороны взрослого не только преподает ребенку ценный урок, но и действует по милости Божией на сердце человека в отношении обуздания гнева. Думаю, если верующие будут использовать такой же алгоритм и в браке, это будет иметь благотворный эффект.

В «Преступлении и наказании» Достоевского Соня говорит Раскольникову, чтобы тот пошел на перекресток, поклонился людям, поцеловал землю и сказал вслух всему миру: «Я убийца». Ее заботило спасение его души, а не какой-либо внешний стыд или смущение. Смущение не имеет значения, если на кону душа человека. То же применимо и для нас, когда мы говорим о доброте или мягкости по отношению к другим. Это все требует терпения, сдержанности, сострадания, способности увидеть другого человека таким, какой он есть сейчас, а не абстрактную форму воображаемого совершенства. Целуйте землю и не бойтесь признаться перед всеми людьми о своих промахах. 

Молитвами преподобного Серафима познаем же истинное значение сердечной доброты для нашей жизни, и пусть у наших бедных сердец будет благодать от Бога делать то, что нам кажется таким трудным. Аминь. 

Иерей Стивен Фриман

Перевод с английского Александры Калиновской

Источник: Монастыри.ру

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.