24 июня — День Святаго Духа
День Святого Духа. Всегда удивляло, что день этот — и в храме, и просто в жизни — всегда проходит как-то буднично, обыкновенно — неужели потому, что это понедельник? Неужели потому, что все душевные силы и праздничный настрой тратим на солнечно-ликующую, ярко-зеленую службу на Троицу, когда весь народ благоговейно молится на коленях, а в храме — яблоку, нет, даже листочку березовому негде упасть?
И так захотелось продлить торжество и добавить в скромный, не особо любимый всеми понедельник что-то особенное, светлое, насыщенное пусть и тихой, но радостью, так, чтобы ни утром, ни днем, ни вечером не забыть — сегодня день в честь одной из Ипостасей Святой Троицы, день Истинного Бога, Единосущного и Равнославного Отцу и Сыну.
Дух Святой. Как трудно уразуметь и облечь в слова все, что связано с Ним. И кто я, чтобы пытаться сделать это, какое дерзновение нужно, чтобы писать о таинственном, непостижимом! Потому соберу воедино некоторые мысли из писаний святых отцов и из творений ученых-богословов. Никак не претендуя на полноту, поделюсь лишь тем, что больше всего впечатлило.
Своими словами
Когда посещает дерзновение задуматься над неожиданными вопросами и искать ответы, желая веровать, разумея, а не сомнения ради, то впереди, по великой милости Создателя нашего, любящего «ищущих Лице Бога Иаковля», — масса открытий и откровений, бездна смыслов. Не сомневаюсь! Ведь, как возвещает Писание, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 7). И «так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). А все крещеные христиане — разве не «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9)? Коли Господь призвал — хоть как-то да надо бы соответствовать.
На мою просьбу своими собственными словами выразить главное о Святом Духе знакомый сотрудник православного издательства сдержанно отказал: «Я бы помолчал…».
Священник с благородной сединой в висках ответил смело:
Именно Он является цементирующим средством бытия
«Им пробуждается жизнь во всех ее формах. Именно Он является цементирующим средством бытия. И до тех пор, пока Святой Дух будет на земле, будет существовать вселенная… Условием его содержания является сердце человека, а способом проявления — то, что Дух Сам творит себе формы. Вместить Его в придуманные людьми рамки невозможно! Где Дух — там и свобода».
А поэт как будто тут же, на лету сочинил белый стих:
«Я Духа не стяжал. И для меня Дух Святой — это сплошная тайна. Какая-то полнота, и чистота, и свет. Какое-то надмирное дыхание. В день своего Крещения я переживал Его. Но, увы, очень скоро потерял эту полноту. И все-таки надеюсь обрести утешение в Духе Истины. Святой Дух — это еще и великая надежда! Господи, всели и в меня, недостойного, Духа Твоего Святого! Да свидетельствует Он о Себе моими устами».
«Да свидетельствует Он о Себе моими устами»… Дерзко? Все же лучше сказать —дерзновенно…
И вспомнилось Крещение Ксении. Ей не было и месяца от роду. Младенец лежал на моих руках, такой легкий и сияющий, когда священник, тихо касаясь его кисточкой со святым миром, произносил: «Печать дара Духа Святого». Какие же проникновенные слова сказал тогда батюшка о таинстве Крещения, о его сути, что настроил меня — крестную — так серьезно и благоговейно? Или это был особый дар свыше? Не знаю. Однако в душе родилось трепетное, сокровенное ощущение, что я держу ребенка, как сосуд, наполненный благодатью Духа Святого. И несказанный, невидимый глазу свет пронизывал меня, струился через все мое существо! Никогда не забыть то чувство восторга и благоговения… Как же правы мои мудрые братья по вере: нелегко говорить о тайне — о Духе Божием!
Однако именно Он дается нам — смертным, — чтобы разуметь Писание, отверзает нам ум для Божественного Откровения. И, говоря о Духе Святом, как-то незаметно для самого себя переходишь на высокий стиль, высокопарные слова. По-другому не получается. И в книгах духовных писателей — то же самое. Стоит познакомиться с ними — и видишь: всякий, ищущий знания о Боге, не одинок в своем поиске.
Слово святых
Говоря о Надмирном, Божественном, не обойтись без слов тех, кого Сам Бог одарил этими словами, кто писал, исходя из этого сугубого духовного дара. Книги святых, богатых Духом Истины, могут открыть нашему затуманенному взору такие горизонты, что вера наша станет еще более глубокой и торжествующей. Ведь святые отцы, подвижники, получившие в избытке благодать Свыше, готовы с каждым желающим поделиться своим духовным богатством, облекая в слова невыразимое и непостижимое. Только вникай!
И, по слову святителя Василия Великого, нет ни одного дара, ниспосланного твари, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Пророк Исаия называет семь Его даров: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако эти наименования не исчерпывают всех граней действия одного из лиц Святой Троицы в материальном мире.
Вообще, Даров Святого Духа бесконечное множество, ведь источник их — бесконечный в Своих проявлениях и свойствах Бог. И православное богословие не разделяет Божественные дары и обожающую человека благодать. Потому Дух Святой, будучи источником нетварных даров, именуется множеством имен, которые мы связываем с благодатью Божией:
«Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований… Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов… Дух сыноположения… Он есть Дух… воссозидающий в Крещении и Воскресении… Дух, Который… дышет, идеже хощет… Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь».
Симеон Новый Богослов в своих гимнах воспевает Дух Святой, именуя Его возвышенно и поэтично: «сокровенная тайна», «сокровище безымянное»; «вещь неизреченная»; «могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением»; «невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый», «венок неувядающий», «дыхание и жизнь моя»… В каждом слове — космос.
Кстати, насчет космоса как материального мира, в котором мы живем. Христос накануне Своего распятия воздыхает и томится: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). О чем это? До Голгофы Дух Святой присутствовал в мире только Своим действием. Но когда человек, искупленный крестной жертвой Спасителя, становится способным к принятию, Дух сходит в мир и присутствует в нем уже как Лицо Святой Троицы. Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия. И потому Пятидесятница, как говорят мудрецы, просвещенные знанием свыше, — конечная цель Божественного домостроительства на земле.
Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия
Святой Максим Исповедник вот что пишет о действии Духа Святого именно в Церкви:
«Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе. На них на всех она напечатлевает образ Божества. Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга».
Богословие
К слову Максима Исповедника хочется добавить мысль богослова, творения которого в свое время были прочтены, как ни удивительно, на одном дыхании и сугубо впечатлили тем, что автор живописал образ Бога одновременно личного и абсолютного:
«Дух Святой сообщает людям в Церкви Божественность, соделывая их ‟причастниками Божеского естества”, сообщая огнь Божества — нетварную благодать — тем, кто становятся членами Тела Христова».
Это из «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лосского — «самого, пожалуй, яркого светила на небосводе православной богословской мысли первой половины XX столетия». Интересная деталь: родился Владимир Николаевич как раз в день Святого Духа.
«Святой Дух, сошедший на учеников в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве Святого Миропомазания… Сошествием Святого Духа Пресвятая Троица живет в нас и дает нам обожение, сообщает нам Свои нетварные энергии, Свою славу, Свое Божество, тот превечный Свет, к которому мы должны приобщаться»,
— эта цитата, опять же, из «Очерка мистического богословия Восточной Церкви», который признан «классическим трудом, излагающим основные идеи восточно-христианской патристики и богословия в целом».
В своем произведении Лосский указывает на еще одно неожиданное отличие в действии разных Лиц Святой Троицы:
«Дело Христа единит людей, дело Духа их различает… Святой Дух отмечает каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице…».
Миссия Сына Божьего касается нашей общей человеческой природы, дело Святого Духа касается каждой отдельно взятой человеческой личности. Господь учитывает уникальность каждого человека и приспосабливает (говоря по-современному, адаптирует) Свои дары, подавая их каждому Духом Святым единственным, неповторимым образом!
А вот еще удивительный момент, который многие, возможно, интуитивно ощущают, но особо не задумывались об нем… Явление и изображение на иконах Святого Духа в виде голубя и огненных языков — лишь образы. На самом же деле, Дух Святой не являет нам Своего Лица. Остается Лицом неявленным.
Снова процитирую Владимира Лосского:
«Мы исповедуем Святую Троицу. Но само Лицо Святого Духа, открывающего нам эти истины, делающего их для нас внутренне очевидными, явными, почти что осязаемыми — остается, тем не менее, сокровенным, как бы сокрытым в Его Божестве, которое Он нам открывает, в Его дарах, которые Он нам дарует».
В Нем воля Божия для нас не внешняя; она подает нам благодать изнутри
Почему же Дух Святой как бы скрывается от нас? Ответ богослова неожиданный — чтобы сообщаемый Им дар был полностью нами присвоен. Именно присвоен, стал как будто нашим личным качеством. Вспомните слова апостола Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: ‟Авва, Отче!”» (Гал. 4, 6). Святой Дух как бы становится на место нас самих.
В Нем воля Божия для нас не внешняя; она подает нам благодать изнутри, проявляясь в самой нашей личности настолько, насколько наша воля человеческая пребывает в согласии с волей Божественной и соработает с ней, стяжая благодать, соделывая ее благодатью нашей. Это — путь обожения, приводящий к Царству Божиему, которое вводится Духом Святым в наши сердца уже в настоящей жизни.
А в будущем веке, как утверждает достопамятный Владимир Лосский, это незнаемое, таинственное Божественное Лицо явит Себя в обоженных человеческих личностях, Его образом будут все те люди, которые станут святыми.
Автор: Елена Наследышева
Источник: Православие.ру