2 декабря- память прп. Порфирия Кавсокаливита

2 декабря Православная Церковь празднует преставление преподобного старца Порфирия Кавсокаливита. Подвижник, подобный по высоте духа древним отцам, был дан ХХ веку. Это чудо милости Божией к роду человеческому продолжает удивлять и вдохновлять на труд во спасение своей души сотни тысяч людей во всем мире.

Будущий святой родился в 1906 году в маленькой греческой деревне святого Иоанна в Каристии на Эвбее, в бедной семье Леонида и Елены Байрактари. В крещении был наречен Евангелосом. Отец мальчика был певчим, и его часто брал с собой в поездки святитель Нектарий Эгинский, когда ездил куда-либо служить.

В семье было пятеро детей. Леонид вынужден был уехать на заработки в Америку, на строительство Панамского канала, а Ангел (так ласково звали мальчика родные), как и все деревенские дети, пас скот и помогал по дому. Ему удалось закончить лишь два класса начальной школы, и в восьмилетнем возрасте отрок стал трудиться на угольной шахте, а затем за прилавком магазина.

Едва научившись читать и познакомившись с житием Иоанна Кущника, Евангелос был потрясен: в душе мальчика зародилось стремление к монашеству и желание подражать преподобному. От одного из покупателей он услышал о Святой Горе, и его мечтой стало служить Богу в монашеском чине на Афоне. Не раз он садился на корабль, шедший в сторону Святой Горы, но любовь к родителям вынуждала вернуться. В 1918 году 12-летний отрок наконец преодолел колебания и остался в уделе Пресвятой Богородицы у старца Пантелеимона, которого встретил на корабле. Детей на Святую Гору не пускали, поэтому монах взял мальчика под покровительство, назвав своим племянником. Впоследствии преподобный Порфирий вспоминал о своем прибытии на Афон:

«Отец Пантелеимон сказал: «На Святой Горе Афон никогда не принимали маленьких детей. Ты еще маленький, а значит, тебе нельзя поехать туда, но ты не бойся. Нам придется сказать неправду, но Бог простит нам эту маленькую ложь. Перед лицом Бога — это не будет ложью, это будет правдой, так как ты любишь Христа всем сердцем и хочешь попасть на Святую Гору, чтобы преклониться перед Ним. Если кто-то тебя спросит, кем тебе приходится старец, то ты отвечай, что я твой дядя. Я же буду говорить, что ты мой племянник, ребенок моей сестры». Так мы добрались до причала Дафни. Когда мы сошли с корабля и старец немного отдалился от меня, ко мне подошел солдат в пышной юбке и шапочке с кисточкой. Он схватил меня и зашвырнул обратно на корабль, который уже начал отходить: «Что ты здесь делаешь? Уходи отсюда!» Так он кричал мне, а я плакал, так как корабль начал отдаляться от Святой Горы. Когда старец увидел, что происходит, он стал кричать солдату, чтобы тот развернул корабль, так как это его племянник».

Старец Пантелеимон жил в Кавсокаливии — афонском скиту, насчитывавшем около 40 келлий. Евангелос в начале своего иноческого пути оказался под руководством сразу двух опытных духовников: отец Пантелеимон подвизался вместе со своим родным братом Иоанникием в каливе святого Георгия. Молодой послушник полюбил своих старцев и подвизался очень ревностно. Он самоотверженно и смиренно выполнял их поручения, ходил босиком круглый год и жил в холодной келлии. Он старался уделять максимальное внимание молитве и чтению богослужений суточного круга, заучивал наизусть тропари и Святое Евангелие. Как говорил старец о себе, в те годы он был «вечным двигателем».

В 16 лет он был пострижен в великую схиму с именем Никита. Господь по Своей благости сподобил молодого монаха сверхъестественных дарований: он понимал смысл звуков, издаваемых птицами и животными, знал всё о них, откуда они пришли и куда держат свой путь, различал оттенки ароматов различных цветов на больших расстояниях. Благодать Божия открывала чистой душе то, что она не постигла бы в тысяче университетов: отец Никита мог «видеть» глубины земли — залежи нефти, подземные источники, погребенные древние города. Древние события он видел так, как будто являлся непосредственным свидетелем их, видел места, освященные молитвой.

Но главное, ему была открыта душа человека, что она собой представляет, ее тайные помышления. Он мог взглянуть на человека и сразу определить его болезнь телесную и душевную. От его прикосновения люди исцелялись, хотя сам он всю жизнь болел и никогда не просил Господа о том, чтобы самому быть исцеленным. Он никогда не искал ничего для себя, но только для славы Божией и пользы ближнего. Кроткий и смиренный, преподобный геронда с годами только приумножал в себе эти благодатные дары, никогда не приписывая их себе, но только Богу.

Как-то в дождливый день, вопреки благословению отца Пантелеимона, отец Иоанникий послал молодого послушника собирать улиток. Спускаясь по непроходимым местам, отец Никита должен был перейти осыпь — склон, усыпанный битыми камнями, щебнем. Когда он дошел до середины, вся осыпь стала двигаться с вершины горы, увлекая за собой камни, глыбы и всё остальное. Ноги монаха погрузились в камни до колен, он не мог идти. К тому же у него был груз — целая торба с улитками. В этой смертельной опасности он стал кричать: «Богородица моя!» Через секунду невидимая сила отбросила монаха на двадцать метров, на противоположную сторону ущелья, на какие-то большие скалы. Придя в себя, он спустился вниз. Это было спасение Божие. Из-за переохлаждения отец Никита заболел плевритом, и старцы были вынуждены отправить его на лечение к родителям. Хотя отец Никита поправился, на Афоне он жить больше не смог: болезнь возвращалась каждый раз, когда он там находился более двух недель. Старцы со слезами дали ему благословение на отъезд в монастырь Святого Харалампия близ родного села.

В монастыре Святого Харалампия преподобный жил с 1925 по 1940 год. Архиепископ Синайский Порфирий рукоположил в возрасте 21 года молодого монаха во священника и дал ему свое имя — Порфирий. Вскоре он был назначен духовником на Эвбее. В 1932 году 32-летний иеромонах стал архимандритом, а в 1940 году был назначен настоятелем храма святого Герасима при Афинской больнице. Здесь, в самой гуще мирской суеты, преподобный прослужил 33 года.

Старец считал, что самый лучший образ жизни — простой, деревенский. Дух уныния он советовал побеждать при помощи молитвы и прогулки на воздухе. Когда одна духовная дочь старца сказала ему, что она часто впадает в депрессию, то он ее спросил: «Почему ты сидишь дома взаперти?» «Ну а куда я пойду?» — возразила она. «Пойди пройдись, пойди в горы. Это очень помогает». Поощряя детей ходить на лыжах в горы, он говорил: «Там, в горах, где вы можете созерцать небо и снег, и всю красоту пейзажа, подумайте о Том, Кто всё это сотворил».

Благодаря дару рассудительности преподобный никогда жестко не настаивал на принятии человеком того или иного решения. Он всегда руководствовался мерой способности слушателей воспринимать то, о чем он будет говорить. Если понимал, что человек духовно еще не созрел, то говорил очень кратко или приводил различные примеры, чтобы через них у вопрошающего само собой возник ответ на волновавший его вопрос.

При воспитании детей отец Порфирий ставил на первое место молитву:

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верою, без стрессов, но и с хорошим примеромСтаньте святыми, и у вас вырастут добрые дети».

В 1973 году отец Порфирий ушел на покой. Он поселился в монастыре Святого Николая в Калистии, продолжал служить и окормлял духовных чад. В 1978 году старец при помощи близких людей воздвиг в районе Милеси в Оропо женский исихастирий в честь Преображения Господня, где проживал до начала 80-х годов.

Стремясь приоткрыть своим духовным чадам красоту жизни во Христе, отец Порфирий говорил:

«Мы живем, бедные, читаем книги <…> и при этом сами продолжаем оставаться в своей расслабленности, в своей безрассудности, живем без Христа. Христос — это другое. Когда Христос придет к человеку, когда Он войдет в его душу, душа изменится. Она живет везде: на звездах, в мире духовном, во Вселенной, она живет. Жизнь без Христа — это не жизнь. Прошла, закончилась. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, ты — без Христа. Как в детской песенке: «Со Христом ты везде, страху нет нигде». Христос не бывает ни угрюмым, ни в тоске, ни замкнутым. Христос есть новая жизнь. Христос есть всё. Он есть радость. Он есть жизнь. Он есть свет, свет истинный, который позволяет человеку радоваться, летать, видеть всё и всех, болеть о всех, желать, чтобы все вместе были рядом с ним, чтобы все были рядом со Христом. Возлюбите Христа и ничего не предпочитайте Его любви. Он есть источник жизни, Он есть всё. Во Христе — всё самое прекрасное».

 В 1984 году, предчувствуя скорое отшествие из этого мира, преподобный Порфирий попросил разрешения вернуться на Афон, на место своих подвигов в келлию святого Георгия. Вначале он направил туда несколько своих послушников и основал небольшое братство. Окончательно старец переехал на Афон в 1991 году, где 2 декабря 1991 года закончил свой земной путь.

Наставляя своих учеников, старец в духовной брани советовал сосредотачиваться не на враге и его кознях, а на том, чтобы быть со Христом:

«Когда рассветает и в нашу комнату проникает солнечный луч, тьма неизбежно отступаетЗачем мы гоним тьму? Давайте зажжем свет, и тьма уйдет сама. Давайте позволим Христу вселиться в нашу душу, и демоны сами оставят ее. Христос нас ждет, и как только мы хоть немного приоткроем для Него свое сердце, Он немедленно входит туда, и тогда у нас есть всё».

 Преподобный говорил, что святость не зависит ни от места, ни от времени подвига:

«Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием».

Это он явил примером собственной жизни. До конца мира не оскудеет благодать, обитающая во святых угодниках Божиих. Одним из таких носителей благодати Божией, подобный древним отцам, и был блаженной памяти старец Порфирий.

Источник

Читать: «Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти» / Православие.Ru (pravoslavie.ru)

Читать: Куда ведет ученость без опытного знания? Богословские взгляды проф. А.И.Осипова — «Откровенные рассказы…» и старец Порфирий (ruskline.ru)

Оцените статью
Храм святых Петра и Февронии в Петергофе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.