Преображение Господне – один из двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение – Господский праздник. Согласно евангельскому тексту, Преображение Господне произошло в феврале, за сорок дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. (При этом на сороковой день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.)
Евангелие повествует,что незадолго до Своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос взял трех учеников Своих – Петра, Иакова и Иоанна – и отправился с ними на гору Фавор. При грядущем Голгофском уничижении Он хотел укрепить их в вере, чтобы, когда они увидят Его распинаемым, уразумели, что Он принял страдание не по немощи, но добровольно, для спасения мира, что Он и есть тот самый Избавитель, Который был обещан через пророков и Которого ждал народ Израилев.
На Фаворе апостолы стали свидетелями Божественного Преображения Господа Иисуса: «…и просияло лицо Его, как солнце, одежды его сделались белыми, как свет». Преобразившемуся Господу предстали два великих ветхозаветных пророка: Моисей и Илия, которые говорили с Господом о том, чтó предстоит Ему совершить в Иерусалиме. Апостолы были потрясены всем увиденным, и Петр воскликнул в душевном восторге: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, светлое облако осенило их, и оттуда послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Святые апостолы в созерцании Преображения испытали ни с чем несравнимую радость, действием Божества у них открылись духовные очи, благодарю чему, они оказались способными созерцать Божественный фаворский свет. Об этом таинственном свете написано немало книг и церковными писателями и мирскими учеными, но постичь его природу, людям не дано. Фаворский свет подобен тому Благодатному огню, который в субботу перед православной Пасхой сходит на верующих в Иерусалимском храме Воскресения Христова.
19 августа, в день празднования Преображения Господня, в небе над горой каждый год появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нем. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Подобно схождению Благодатного огня, схождение облака происходит только в день, когда Преображение празднуют православные.
До этого дня устав предписывал воздерживаться вкушать яблоки нового урожая. Часть принесенных – «начатки» – было принято оставлять для храма, а также было положено угощать этими фруктами бедных и нуждающихся. Кроме яблок освящают и другие сезонные фрукты: сливы, груши, персики, виноград. Хотя церковный устав говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда), но, приняв от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменили виноград яблоками – основными нашими плодами. Отсюда распространенное народное название праздника – Яблочный Спас.
Источник: Московский Данилов монастырь